Сельские нивы
+7 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
12 Ноября 2021, 14:30

ИСТОРИЯ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ТЮРЮШЛЯ

газета Сельские нивы Священник Г.В.Чернов
Священник Г.В.ЧерновФото:газета Сельские нивы

(Продолжение. Начало в № 90)

По неизвестной причине в августе 1903 года в Тюрюшле сменился священник, которым стал Петров Иван. Через год, в марте 1904 года, он ушёл со своей должности, и два месяца в храме служил Каптерев Александр. С 1904 по 1917 годы священнослужителем в Тюрюшле был Чернов Григорий Васильевич, 1872 года рождения. На момент переписи населения 1917 года у него были жена и девять (!) детей. Причём старшая дочь, Нона Григорьевна (21 год), уже преподавала в земской школе, открытой в 1914 году. Священник владел 25 десятинами земли церковного причта, дьякон – 6, но они сдавали её в аренду местным крестьянам. Также при церкви находился сторож Козлов Иван Яковлевич, у которого в семье были мать, жена и четверо детей от 8 до 17 лет. При церкви числился работником его сын. Данные переписи дают нам представление, как «богато» жили в то время священник и работники церкви: если у батюшки были 2 коровы, 1 лошадь, 9 свиней, то дьякон и сторож имели по 1 корове. Для сравнения: у крестьян в то время было в среднем по 3 лошадей и по 4 головы крупного рогатого скота, не считая овец.

Кто в 1920-е годы занимал должность священника, выяснить пока не удалось. Перепись 1926 года в Тюрюшле Чернова Г.В. не выявила. Зато есть Чернов Геннадий Григорьевич, 1904 года рождения, видимо, старший сын священника, который имел жену и двоих детей. Возможно, он по неписаному обычаю и занял приход своего отца. А у дьякона Милицина А.А. в 1926 году зафиксировано уже восемь детей. Он занимал свою должность вплоть до закрытия церкви в 1931 году.

Как известно по учебникам истории России, в 1930-х годах Советская власть начинает настоящую борьбу с религией, закрывая мечети и церкви, арестовывая и расстреливая священнослужителей. А как это происходило в нашем селе, в результате каких действий властей и местных жителей была закрыта Покровская церковь?

Многие ответы на данные вопросы даёт архивное дело из 34 листов, хранящееся в ЦГИА РБ. В нём есть документы, явно указывающие на то, что инициатором закрытия церкви были центральные власти. Причём закрытие конкретно нашей церкви растянулось на целых два года. Первый раз это было сделано, видимо, по секретному указанию районных властей руками местных же жителей. Дьякон Милицин А.А. в телеграмме от 10 ноября 1929 года в БашЦИК жалуется, что церковь закрыта самовольным решением Тюрюшлинского сельсовета без выяснения мнения жителей, что договор с епархией заключён, недоимок в уплате нет. И самое главное, дьякон упоминает властям, что они сами нарушают собственное же постановление ВЦИКа от 7 апреля 1929 года, в котором написано о закрытии храмов только после просьб местных жителей и после предупреждения. В ряде документов переписки прослеживается, что такое поспешное закрытие произошло в связи с приближением 12-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 7 ноября 1929 года. На этом этапе власти, что называется, дали «задний ход». В ряде телеграмм из БашЦИКа указывается на недопущение самовольных действий, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту самоуправства. Но, как и ожидалось, 2 апреля 1930 года в возбуждении дела было отказано за отсутствием состава преступления, а материалы о закрытии были возвращены Ашкадарскому ВИКу Стеркантона 10 апреля 1930 года. До соблюдения всех формальностей храм продолжал работать.

(Окончание следует)

Д.ЗАНИН, краевед, преподаватель истории

школы села Тюрюшля

Читайте нас: