Все новости
Культура
9 Ноября 2021, 14:22

ИСТОРИЯ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ТЮРЮШЛЯ

Многие населённые пункты нашего Стерлитамакского района, основанные русскоязычными переселенцами из Европейской России в конце XIX – начале XX века, с самого начала нуждались в церквях, православных храмах, к которым так привыкли жители на своей прежней родине.

Большой проблемой и для жителей села Тюрюшля, основанного в 1875 году, было отсутствие своей церкви. Ведь в то время верующими, не в пример сегодняшнему дню, были все жители деревень и большинство горожан. Церковь была центром села. Все основные события в жизни человека проходили в прямой связи с храмом: крещение, бракосочетание, отпевание. Православные тюрюшлинцы, не имея своей церкви, были вынуждены отправлять свои духовные потребности в храмах соседних деревень – Николаевке, Русском Кунакбаево (Преображеновка), Помряскино.

Долгое время на пути постройки собственной церкви у тюрюшлинцев были земельные трудности: они никак не могли рассчитаться с ссудой Крестьянского Поземельного банка, а до этого момента не могли считаться сельским обществом и получать разрешение на постройку церкви. Как пишет исследователь Михайлов, «переселенцы выстроили школу в 1897 году, но учителя получить не могут; решили строить церковь, для чего, как обязательное условие, Консистория требует выдела земли для причта, а Волостное Правление не свидетельствует приговора об этом ввиду задолженности».

И вот наконец долгожданное разрешение Консистории было получено, и весной 1900 года дружно застучали топоры. Церковь возводилась всем миром, была деревянной, с куполом, поставлена на ленточный бетонный фундамент, отдельно к церкви примыкал притвор. Возводили храм в центре села, недалеко от берега реки Тюрюшлинки. Одновременно с постройкой церкви село получило и церковно-приходскую школу. Храм закончили строить как раз к престольному празднику села, Покро́ву Пресвято́й Богоро́дицы — 1 октяб-ря по юлианскому календарю (14 октября по новому стилю). Отсюда и название Церковь Покрова Божией Матери, или по-простонародному – Покровская церковь. Отправлять культ и вести метрическую книгу в храме стали с февраля 1901 года.

Покровская церковь села Тюрюшля стала центром духовной жизни не только местных жителей. Ведь в то время, самое начало XX века, деревень без своих храмов было ещё много. Источниками информации по вопросу о том, какие населённые пункты были приписаны к тюрюшлинскому приходу, мы опять-таки считаем метрические книги.

В течение 1901 года в церкви села Тюрюшля крестились, венчались и отпевались жители следующих деревень: Ново-Спасская, Фоминка, Ильинка, Протасовка, Ново-Фёдоровка, Калмак, Золотоношка, Григорьевка, Введенка, Ново-Покровка, Полтавка, хуторов Деевский и Даниловский. Первых трёх деревень уже давно нет на карте нашего района, они исчезли во второй половине прошлого века. К 1905 году к этим населённым пунктам прибавляются деревни Кармалы, Вознесенка, Покрово-Озерки (Баткан). С открытием собственной церкви в Золотоношке деревни Полтавка, Вознесенка и хутор Деевка отошли к новому приходу.

Но помимо сельских жителей, отправлять обряды приезжали в наше село и горожане. Так, 8 апреля 1901 года крестил своего сына Николая мещанин из города Бугульма Самарской губернии Носков Иван Алексеевич. Дважды за этот же год крестили своих детей люди, приписанные к различным уездам и волос-тям Тамбовской губернии. Но это связано с тем, что, проживая фактичес-ки в Тюрюшле, эти люди числились по старому месту жительства. Эта информация, кстати, проливает свет на то, откуда приехали основавшие Тюрюшлю первые переселенцы.

С первого дня работы Покровской церкви Уфимской епархией сюда был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Волков Константин Львович. Супругой у него была Юлия Васильевна. 8 ноября 1901 года в церкви был крещён их сын Михаил, рождённый 3 ноября. Интересно, что крёстными у них были надворный советник Насонов Сергей Васильевич и жена священника села Муратовка Уфимского уезда Юновидова Серафима Васильевна. У крестьянских же детей крёстными были сплошь местные сельские жители. Дьяконом и псаломщиком с первых дней существования храма был Милицын Алексей Александрович, 1879 года рождения. На момент переписи населения 1917 года у него были жена и шестеро детей от 1 до 14 лет.

(Продолжение следует)

Д.Занин, краевед,

преподаватель  истории

школы с.Тюрюшля

Читайте нас: