Её новаторский подход к работе высоко оценён коллегами из разных городов и населённых пунктов нашего региона. В этом году Екатерина стала лауреатом республиканского конкурса «Учитель года», обладателем почётной грамоты Министерства образования и науки Башкортостана, победила в номинации «Приз зрительских симпатий», набрав наибольшее количество баллов в интернет-голосовании, а также завоевала главную педагогическую награду республики – медаль Сухомлинского. Преподавательских фишек у Аксаковой много. О них она рассказала и нам, но обо всём по порядку.
– Сейчас Вы учитель математики. А как складывались «отношения» с этим предметом, когда сами были школьницей?
– Математику я полюбила только в девятом классе, когда перешла в Отрадовскую школу. Венера Зуфаровна Багаутдинова – строгая, внимательная, требовательная, – помогла мне поверить в свои силы, поддержала и влюбила в предмет. В моих глазах она до сих пор пример идеального педагога, стать похожей на которую мне всегда хотелось.
– Наверное, поэтому и выбрали физико-математический факультет?
– Да, именно поэтому. Но в педагогику пришла не сразу после окончания СГПА. Диплом я получила, будучи уже мамой первого сыночка Антона. Потом родила Ксюшу, Алёну… И всё это время не сидела на месте. Освоила общий с супругом бизнес – грузоперевозки по всей России, занялась творчеством – начала вести юбилеи, праздники, работала культорганизатором в районном Дворце культуры, занималась фотографией, видеосъёмкой и дизайном. Всё, чему я научилась тогда, применяю в своей педагогической деятельности сейчас, и именно это делает меня такой, какая я есть.
– Значит, в школе работаете не так давно?
– С 2017 года. Это было вообще спонтанное решение, ведь работать учителем я не планировала, зная о трудностях этой профессии. Но случилось так, что в сентябре, когда уже начался учебный процесс, учитель математики школы села Большой Куганак, куда мы успели переехать, уволилась. По просьбе директора Сергея Александровича Симакова я вышла на её замену.
– Помните свой первый рабочий день?
– Помню, что было нелегко. Не только в первый день, но и в первые месяцы. Мне, новому педагогу, как это заведено, дали слабые классы. Каждый отдал всё «самое дорогое», я это «дорогое» взяла и начала разбираться, почему у учащихся возникают сложности с освоением программы. Ответ нашёлся быстро. Я и раньше увлекалась познанием работы мозга, и этот новый опыт стал для меня поводом погрузиться в тему ещё больше. Нашла материалы центра образовательных технологий Advance, пока была в декрете с четвёртым ребёнком Ваней, изучила современные методы обучения и, уже выйдя на работу, три года назад стала применять их в своей практике.
– Расскажите о них подробнее.
– Чтобы лучше запомнить материал, а точнее, запомнить его на всю жизнь, мы создаём карточки. На лицевой стороне – задание, с оборотной – ответ. Держим в памяти одновременно информацию пяти карточек, включаем секундомер и начинаем прогонять. Подсматривать можно. В первый раз уходит, к примеру, минута, потом пятьдесят секунд, потом сорок и так далее. Как только время перестанет уменьшаться, берём следующую пятёрку карточек. В день можно выучить десять. На следующий день обязательно повторяем и делаем это на протяжении недели. Потом повторяем через месяц, через полгода и два года, ну или перед экзаменом, как это происходит в школе. Кстати, дети отмечают, что при таком методе запоминания даже через год-два кажется, что изучал это только вчера, - настолько свежие знания. Такую технологию ребята стали применять и на других предметах.
– А есть какие-то рекордные достижения?
– Конечно. Всю геометрию с седьмого по одиннадцатый классы они учат за две недели и на всю жизнь. Также тренируют скорость мышления, как, например, одиннадцатиклассница, которая рассказывает всю таблицу умножения за тринадцать секунд. Это просто бешеная скорость.
– В чём всё-таки секрет методики? Как это работает?
– Когда мы учим что-то новое, между нейронами в мозге возникают связи. При правильном повторении информации на ускорение вокруг нейронной связи образуется миелиновая оболочка, она нагревается, как бы запекается. За счёт этого информация навсегда остаётся в памяти. Основываясь на знаниях об особенностях нашего мозга, я учу детей учиться. Кстати, именно эта методика мне помогла пройти диагностику профессиональных компетенций на конкурсе «Учитель года» с лучшим результатом по всей Башкирии. А вот на мастер-классе я рассказала о другой педагогической находке, которую ввела только в этом году – тетрадь для подготовки к экзаменам. Здесь собраны и структурированы прототипы всех заданий, подобраны Qr-коды с теорией, представлены тренажёры с ответами.
– Но ведь ребёнка важно ещё и мотивировать к занятиям по тем же тетрадям или карточкам. В чём заключается Ваш подход?
– Я говорю с ними на одном языке, стараюсь понять и изучить каждого. В начале учебного года провожу анкетирование, где есть такие вопросы: «Кем ты хочешь стать?», «Чего хочешь достичь?». Со старшеклассниками провожу беседу на эту тему. Когда я понимаю, какие у них цели, мне легче помочь в их достижении. И начинается всё с обычного урока математики. Постепенно ребята схватывают принцип работы, у них появляется азарт.
– Наверняка Ваши технологии стараются перенять коллеги?
– Да. У меня даже на «Учителе года» образовалось негласное объединение педагогов. Коллеги находят меня в соцсетях, интересуются методикой работы, а я, естественно, делюсь.
– А сами Вы любите больше учиться или учить?
– И то, и другое. Я занимаюсь самообразованием. В дальнейшем хочу изучить основы педагогики, слово в слово. Зачем? Планирую победить на всероссийском этапе «Учитель года». В следующем году буду участвовать снова.
– Профессиональный конкурс – это оценка Вашего мастерства или расширение навыков и возможностей?
– Скорее внутренний рост. Я обрела ещё большую уверенность и веру в себя. На «Учителе года» мы не видим выступления соперников, а, значит, соперничаем с самим собой. И если я победила себя, значит победила весь мир.
– Какой этап конкурса оказался для Вас самым волнительным?
– Вопрос учителю. Их задавали люди разных сфер деятельности, взрослые и дети. Но меня всколыхнул даже не сам вопрос, а тот, кто его задал – участник СВО, педагог из Башкортостана. Видимо, для меня тема специальной военной операции – открытая рана. Вопрос был о патриотическом воспитании школьников. Я ответила на него, очень волнуясь. Так сильно я не переживала даже на церемонии награждения.
– Ожидали, что конкурс принесёт сразу три награды? Какой смысл в них вкладываете?
– Итог я не знала. Знала только, что вошла в тройку сильнейших. До сих пор прокручиваю в мыслях этот момент, когда озвучили главную для меня награду – медаль Сухомлинского. Всем вручают грамоты, я жду в зале, когда назовут моё имя. И вот оно звучит, а следом «Удостоена медали Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Я иду на сцену, слёзы подступают. Как можно было настолько попасть в точку? Мне не нужна даже победа. Для меня эта медаль то, что я есть. Зачем я сижу с этими тетрадями до часу ночи, делаю Qr-коды, разрабатываю карточки? Чтобы только научить своих детей. Я решила, что и в следующем году, участвуя в профессиональном конкурсе, буду собой. Считаю, что благодаря этому я и удостоена такой награды. В те моменты, когда я верна себе, я побеждаю.
Н. СТУКАЛОВА
Фото Ю. НЕСТЕРЕНКО