С бойцом мы познакомились за несколько дней до его возвращения на фронт после краткосрочного отпуска в кругу любимых и дорогих для него людей. «Камыш» отметил, что семья для него неотделима от понятия Родина.
«Семья — важная часть каждого солдата. Она — наша Родина, за которую мы и приехали освобождать Донбасс, Луганщину, Запорожье и Херсон, а теперь и Курск. Я пошёл на фронт ради моих любимых. Родина неотделима от моей семьи. Поэтому передо мной не стоял вопрос, идти на СВО или нет. Я отдавал отчёт своим действиям и понимал свой долг перед страной. Моя дочь должна спокойно учиться, ходить в музеи, кружки и секции, супруга с подругами — в магазины и кино. Пусть люди не ходят с опаской по улицам, зная, что сверху может быть вражеский прилёт. И наша задача — обеспечить будущее наших детей, внуков», — говорит мужчина.
«Камыш» до службы на СВО работал в одном из подведомственных учреждений министерства семьи, труда и социальной защиты республики. Когда в стране началась частичная мобилизация, его не взяли по состоянию здоровья, поскольку из-за ранения на Северном Кавказе имеет третью группу инвалидности. Но мужчина был убеждён, что на фронте пригодится его боевой опыт, полученный в Грозном в 1996 году.
В 2023 году уфимец подписал контракт с минобороны, записался в мотострелковый полк «Башкортостан» в первые дни его создания. Службу начинал в мотострелковой роте солдатом. Затем в августе того же года, когда «Башкортостан» приступил к выполнению боевых задач в зоне СВО, «Камыша» зачислили в отделение эвакуации медвзвода. Боец получил травму, после лечения вернулся в строй. На фронте за проявленные в боях мужество и отвагу наградили медалью Суворова. Примерно год назад «Камышу» присвоили звание лейтенанта и доверили командование отдельным гранатомётным взводом батальона имени Миннигали Губайдуллина.
«Перед подписанием контракта долгих размышлений то и не было. Во-первых, как я сказал, долг мужчины — защищать семью, Родину, Отчизну. Во-вторых, знал, что смогу помочь парням на спецоперации. Так и получилось. Но я бы не стал сравнивать боевые действия на Северном Кавказе с тем, что происходит в зоне СВО, — рассуждает „Камыш“. — В первом случае, в стране произошёл локальный конфликт, который урегулировали. Во время отражения штурма боевиками Грозного тоже работали артиллерия, бронетехника и авиация, шли ожесточённые бои, но СВО — это всё же другое. Можно провести параллели, но сравнивать нельзя. То, что мы видим и переживаем на Донбассе, правильнее сравнить с Великой Отечественной войной. В 2023 году, особенно в его начале, ещё не было такого большого количества БПЛА со стороны противника и характер войны в то время был в какой-то степени похож на бои в 1941–1945 годах. Как и тогда, мы столкнулись с огнём танков, артиллерии, миномётов. Это сейчас технологии ведения боя стремительно поменялись и этот опыт надо развивать, передавать дальше, новые навыки не должны пропасть».
«Камыш» во время беседы подчеркнул, что опыт предшественников современных воинов написан кровью и основывается на практическом опыте, поэтому отменять армейский устав никак нельзя. Успех достигается даже элементарными знаниями устройства фортификаций, организации внутренней службы и так далее. При этом, отметил комвзвода, он постоянно учится, совершенствуется и требует этого от своих подчинённых. Воин подчёркивает, что процесс обучения постоянный, который никогда не должен прерываться.
«По другому невозможно. На фронте нельзя работать по шаблону. Надо понимать, что учится и противник, а значит вокруг всё меняется, застоя на передовой нет», — говорит с нажимом боец.
«Камыш» за обрёл на фронте новых друзей, каждого из которых готов назвать братом. За два года мужчина сталкивался с потерями, не без этого. Но ряды башкирского полка не редеют.
«Все те, кто приходит в полк и вообще служить в зону СВО — они уже герои, — продолжает офицер. - Горжусь, что служу рядом с ними плечом к плечу. Помню, как мужчины приехали на боевое слаживание в Самарскую область. Смеялись, улыбались, перешучивались, строили планы и рассказывали друг другу, как будем давить врага. С тех пор ребята изменились. Нет, мы по-прежнему, наполнены боевым духом, он стал только крепче. Но башкирские воины повзрослели. В полк записывались мужчины с боевым опытом, но были и те, кто не служил в армии. Надо отдать должное, нас хорошо тренировали на слаживании. Не было такого, чтобы „вот вам поле и лопата“. Но одно дело обучение и совсем другое — практика в боевых условиях. Я видел тех, кто считал, что стремительно дойдут „до Берлина“. Но после первых боёв появились первые „двухсотые“, „трёхсотые“. После этого мужской характер резко поменялся. Воины более рассудительными, ответственными, внимательными к действиям и словам. На фронте человек за короткий отрезок времени проживает ещё одну жизнь».
Во взводе «Камыша», как и во всём полку, служат жители со многих краёв страны. Он вспоминает, как в Рощинском солдаты, которые шли на полигон или возвращались оттуда, выкрикивали: «Парни, вы откуда». А в ответ: «Мы из Башкирии» и звучал громогласный смех на всей территории.
«Потому что полк на сто процентов был сформирован жителями нашей республики. Сейчас уже не так. В половине подразделений, а то и больше, служат парни из других регионов России», — говорит «Камыш». — Тем не менее, полк считается башкирским. Говорим на родном языке и в этом огромное преимущество в театре военных действий. Знание башкирского языка очень полезно при радиопереговорах. Эта традиция до сих пор жива и отлично работает. Поэтому на сеанс связи и на другие ответственные участки стараемся сажать знающих башкирский язык. При этом у нас нет разделения на «я — башкир, а ты — нет», мы все одна большая семья. Парни из других регионов пишут своим семьям, что служат не просто в 31-м полку, а именно в «Башкортостане». Отношение к башкирскому полку особое. У нас есть свои шевроны, флаг полка и батальонов, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Чего уж скрывать, мы воюем с «немцами». Мы гордимся службой в составе нашего полка. Помню, как после ранения, когда возвращался к своим, нас даже отдельно выделяли среди других полков 67-й дивизии. Офицеры дивизии очень уважают нас и это заслуженно. Мы себя зарекомендовали».
В конце беседы «Камыш» добавил, что обеспечение полка поставлено на высшем уровне. Но, по его словам, идут активные боевые действия и в подразделениях есть расход.
«То что вчера прислали в большом количестве, завтра может уже и не быть. Имею в виду БПЛА, другое спецоборудование. Но республика снабжает нас всем необходимым и мы благодарны Главе Башкирии Радию Хабирову, правительству и, конечно же, нашим жителям. Мы ценим помощь тыла и благодарны ему. Кроме того, знаем, как стремятся мужчины подписать контракт, чтобы служить рядом с нами. Хочу обратиться к ним с призывом взвесить решение. Одно дело сказать себе и близким: „Я ухожу на СВО“. И совсем другое — оказаться на фронте с оружием в руках. Надо понимать, что просто так сюда не нужно приходить. На передовой всё серьёзно. Тут очень мало времени на отдых. Надо быть сильным и физически, и психологически. Здесь не место для загородной прогулки. От того, как будешь воевать, зависит жизнь товарища и результат боя. Поэтому всё продумайте тщательно, решение должно быть очень осознанным. Безусловно, мы благодарны новобранцам, они стремятся помочь приблизить победу, но хотелось бы, чтобы рядом с нами был настоящий воин, понимающий куда и для чего пришёл», — сказал «Камыш».
Напомним, в Башкирии размер единовременной выплаты подписавшим контракт с Минобороны РФ составляет 2 млн рублей. Жители республики, готовые подписать контракт для службы в зоне СВО, могут задать интересующие их вопросы по единому справочному номеру военного ведомства страны 117, Ситуационного центра 122 или (347) 218-19-19, а также в офисах МФЦ «Мои документы». Номер пункта отбора (347) 248-29-31.
Кроме того, информацию о контрактной службе в зоне СВО, о мерах социальной поддержки военнослужащим и членам их семей можно получить на сайте башбат.рф, в чат-ботах в телеграм.
Готовы разъяснить будущим бойцам об условиях службы по контракту и в военкомате по месту жительства, в пункте отбора по контракту Башкортостана (Уфа, ул. Революционная, 156), а также в едином центре «Защитник» (Уфа, улица Элеваторная, 15).
Фото:Эдуард Кускарбеков