Все новости
Советы
30 Апреля 2019, 15:35

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО ПОМОЖЕТ ГИМНАСТИКА

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Что же нужно для того, чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки? В этом поможет артикуляционная гимнастика, которая сравнима с гимнастикой для тела.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Упражнения выполняются медленно, перед зеркалом, так как малышу необходим зрительный контроль. Полезно задавать ему наводящие вопросы. Например: «Что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?» Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.


Занимаясь с ребёнком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы он усвоил основные движения. К 4-5-летним требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными. В 6-7 лет дошкольник выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.


Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому обоим во время артикуляционной гимнастики нужно находиться перед настенным зеркалом. Также малыш может воспользоваться ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен быть напротив ребёнка. Не забывайте дочку или сына хвалить не только за результат, но и за старание.


Предлагаем следующие артикуляционные упражнения


1. «Построить забор» – улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произносить звук «и»). Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.


2. «Трубочка» – вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.


3. «Загони мяч в ворота» – вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.


4. «Накажем непослушный язычок» – немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.


5. «Лопатка» – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.


6. «Почистим зубы» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы.


7. «Грибок» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)


8. «Вкусное варенье» – слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.


9. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.


10. «Фокус» – улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


11. «Лошадка» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).


12. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.


При нормальном ходе речевого развития к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Эти нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи.

Читайте нас: