О том, какой путь прошёл человек, прежде чем взяться за своё дело на селе, что помогало ему справиться с трудностями первых шагов и в чём видится секрет пока ещё небольших успехов – мы говорим с жителем Наумовского сельского поселения Александром Никифоровичем ЛИПАТОВЫМ.
– Откуда Вы родом, кто Ваши родители?
– Родился и вырос в деревне Новониколаевский (в народе называется Растянучка) в обычной крестьянской семье. Мама, Елена Яковлевна, всю жизнь в совхозе на разных работах трудилась, а по молодости несколько лет была дояркой, более двадцати коров вручную обслуживала. Отец, Никифор Иванович, прошёл войну, после много лет работал на конюшне, ухаживал за лошадьми. До сих пор деревенские старожилы помнят, какие ладные сани и тарантасы он мастерил, изготавливал любые приспособления из конской «амуниции». Уже с класса восьмого начал работать и я, ведь в летний период, в пору сенокоса и уборки хлеба всегда не хватало рабочих рук. Мы, пацаны, с удовольствием работали в поле и на току, за труд получали какие-то деньги. Но больше привлекало то, что в процессе зерноуборки можно было вдоволь накататься в кузове грузовика, а когда скирдовали сено, солому – верхом на лошади. Лишь позже я понял, что характер человека формируется на примере родителей, что тяга к простой работе на земле во мне подспудно жила всегда.
– Как складывалась взрослая жизнь?
– Семья у нас была многодетной, одиннадцать детей у отца с матерью, правда, до взрослых лет дожили только шестеро. Но и такую ораву прокормить непросто. Родители трудились на производстве, вели большое домашнее хозяйство, а мы, подрастая, старались во всём им помогать. Когда я окончил 10 классов, старший брат посоветовал не оставаться в деревне, пойти в город и устроиться как-то – всё же там не так тяжело, как в деревне. Так я стал учеником портного, а затем мастером по пошиву меховой одежды в ателье «Метелица». Освоить такую специальность меня вдохновлял пример Анны Чурбановой из ателье «Элегант» – известной в городе мастерицы по изготовлению головных уборов из меха норки, песца, соболя. Она в шутку называла меня племянником, а я её – тётей: оказалось, что воспитывалась она в детском доме и её девичья фамилия была Липатова. Тот период жизни запомнился мне первым опытом самостоятельной работы, а ещё тем, что познакомился со своей будущей женой Любой.
Так сложилось, что после портняжного поприща я ушёл в пожарную часть, которая базировалась при химзаводе. Там тоже поработал недолго, решил вернуться в родную деревню. Помню, мама, увидев меня на пороге дома, сказала: «Все в город, а ты из города…» Видно, не судьба была, поиски себя на этом не закончились.
В совхозе-техникуме я поработал в животноводстве на ответственном участке по откорму КРС, потом перешёл на гусиную ферму, которую организовал Х.Х.Губайдуллин. Скажу, что это тоже был бесценный опыт, который в жизни очень пригодился. Ну и оттуда я ушёл – устроился в Салаватское ООО «Битум». А когда и там не срослось, решил окончательно вернуться к земле.
– Начать своё дело, особенно животноводческое, – это риск и тяжёлый труд, нужно учитывать много нюансов.
– Но ведь у меня за плечами имелся кое-какой опыт работы в сельском хозяйстве, уверенности придавали семейные традиции. К тому же по линии соцзащиты населения мне удалось воспользоваться адресной социальной помощью –
350 тысяч рублей мне выделили сразу, на них я приобрёл четыре коровы и доильный аппарат. Через год при соблюдении всех условий социального контракта, заключённого с центром занятости, нашему личному подсобному хозяйству выделили ещё 200 тысяч. Эти средства пошли на приобретение зернофуража и бычков, которых мы решили поставить на откорм. В итоге на сегодняшний день мы ведём молочное и мясное скотоводство – у нас 19 голов КРС, из них 6 бурёнок, 7 бычков и телята, которых получили от своих коров. Поголовье небольшое, но забот, понятно, хватает с избытком. Хорошо помогают близкие: старший сын Александр (младший Кирилл в городе обосновался, ездит по вахтам), жена Ирина, на ней переработка молока (она у меня вторая, мама сыновей – Люба умерла в 2005 году). Корма покупаем, благо в округе есть неравнодушные люди, которые не только делятся опытом, но и оказывают практическую помощь. Благодаря Сергею Куцуеву, Ильдару Бурангулову на зиму мы сумели заготовить 230 рулонов сена, 30 – соломы, зернофураж.
Со сбытом полученной продукции проблем нет. У нас имеется маслобойка на 10 литров, электросепаратор на 12 л, все приспособления для изготовления сыра по-адыгейски. Молоко, сметану, масло, творог реализуем сами, есть постоянные покупатели на городском рынке. Среди местных жителей тоже немало желающих питаться натуральными продуктами, а не из магазина, привезёнными неизвестно откуда и сомнительного качества. Сейчас ведь немногие сельчане держат скот, деревенского стада коров давно уже нет. Только пожилые люди, и то немногие, не могут расстаться со своими бурёнками. Молодёжь даже картошку сажать не хочет, а не то что живность держать, говорят, тяжело, грязно.
– Вы не разделяете это мнение?
– Ни в коем случае! Мне моё нынешнее занятие приносит большое удовольствие. Постоянно в движении, общение с природой – это полезно для здоровья. Животных я люблю, умею за ними ухаживать. Доволен, что и сыновья не брезгуют такой работой. Александр, например, всегда рядом со мной – раздать корма, подоить коров, напоить телят, провести положенные обработки, почистить-помыть, привезти-увезти – всё делаем вместе. А самая большая радость для нас как для фермеров – это благодарность покупателей. Если людям нравятся наше молочко, сметанка и они говорят спасибо, у меня прямо душа поёт. Значит, мы на верном пути, ведь работая на своей земле, мы производим востребованную сельхозпродукцию и уже «созрели» для оформления КФХ. При помощи государства планируем развивать хозяйство, а это настоящее живое дело, которое не только обеспечивает семью, но и поддерживает нашу малую родину.
Беседовала Л.ПЫЛАЕВА
Фото Г.БИКМЕТОВА и А.ЛИПАТОВА