Как бы ни менялась внешняя сторона жизни с развитием мощных технологий, неизменным остаётся стремление человека к счастью, к гармоничным отношениям с близкими людьми. В этом нам может помочь психолог- профессионал. Особенно важна его роль для ребёнка, который формируется, познаёт жизнь. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Об этом наша беседа с психологом центра «Доверие» отдела образования Е.В.Панаевой.
– Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, насколько сегодня востребованна Ваша профессия?
– В последние годы люди понимают, что со многими проблемами нельзя бороться в одиночку, а специалист даст нужное направление. Это, конечно, касается и вопросов воспитания. Например, важна психодиагностика при поступлении детей в первый класс.
Сейчас психология как наука стремительно развивается. Появились такие направления, как нейропсихология, нейродефектология, нейропедагогика. Нейропсихология, например, помогает получить положительные результаты, воздействуя на мозг через движения, чтобы взаимодействовали оба полушария. Проводится диагностика, выявляются слабые и сильные стороны ребёнка, потом идёт работа над тем, что необходимо подтянуть. Всё это даёт быстрые результаты. Обследования проводятся под наблюдением невролога.
Психология стала более тесно связана с медициной. И тем выпускникам школ, которые хотят помогать людям обрести душевное спокойствие, я бы посоветовала получить сначала медицинское образование как первое базовое. Знание анатомии человека даёт больше понимания психологии.
– Как строится Ваш рабочий день?
– Стараюсь себя дисциплинировать, для этого веду два еженедельника: один – рабочий, второй – домашний. Планирую дела на всю неделю. Это помогает не отвлекаться на второстепенные вопросы. Пытаюсь не отклоняться от графика, но бывают, конечно, форс-мажоры, когда нужно выполнить важный запрос или требуется выезд.
В связи с ограничениями из-за распространения вирусной инфекции мы стали осваивать работу в онлайн-формате. Вначале было очень сложно, так как нет живого контакта с ребёнком, не видим его мимику, жесты, с каким настроением он отвечает на вопросы психолога. Игровую деятельность с двигательными моментами тоже сложно провести. И всё же хорошо, что есть возможность помогать людям по телефону.
Когда человек приходит с желанием разрешить ту или иную трудную ситуацию, то психолог берёт ответственность за данную семью. Ведь чтобы выяснить причину проб-
лемы, нужно работать не только с сыном или дочерью, но и с родителями, классным руководителем... Тут важна полная информация о ребёнке. И первое, с чего начинается работа, это консультирование самого родителя, а затем уже проводится встреча с ребёнком, и здесь успех зависит от того, насколько установятся с ним доверительные отношения.
– Самые трудные моменты, когда…
– Для успешной работы важно, чтобы занятия с детьми проводились регулярно. И здесь возникают трудности, если семья проживает далеко от центра. Родителям не всегда удаётся отложить дела и приехать с ребёнком.
Трудно смириться с тем, что дети живут в неблагополучных семьях. Больно видеть потухшие детские глаза. А так хочется, чтобы их глазки засияли уверенностью: я не хуже других, у меня тоже всё получится! Важно, чтобы родители это понимали. Ведь взрослые тоже были детьми и тоже были в такой ситуации.
– Что Вас вдохновляет?
– Когда вижу радость детей, их интерес к моим занятиям. Вдохновляет, когда родители находят правильное решение той или иной ситуации, когда они, наконец, испытывают инсайт. Радуюсь, когда могу быть полезной хотя бы одному человеку как специалист.
А для восполнения своего ресурса общаюсь с природой, с близкими людьми, своей семьёй. Благодарна тому, что есть возможность открывать новое, не выходя из дома, участвовать в вебинарах квалифицированных специалистов. Это огромный плюс в работе.
– Было бы интересно узнать о случаях, когда помощь психолога помогла справиться родителям и их детям с трудностями.
– Одна мама обратилась ко мне с просьбой помочь подготовить её сына Вадима (здесь и в дальнейшем имена детей вымышленные) к школе. И хорошо, что она это сделала. Проблемы были: мальчик даже не мог держать в руках карандаш. Замкнутый,
неуверенный, плаксивый. Выяснилось, что ребёнок не общался со сверстниками, детский сад не посещал. С ним не занимались. Мы начали просто разговаривать. Когда Вадим приезжал к нам в центр, без сладкого не обходилось. На начальном этапе важно расположить к себе маленького человека, чтобы он раскрепостился, перестал испытывать страх. Когда ребёнок понимает, что ты заинтересован в его позитивных изменениях, ему становится комфортно, он готов узнавать новое, двигаться вперёд.
И результаты у нас есть. У Вадима открылись творческие способности, он стал мастерить, посещает кружок по робототехнике. Сейчас мальчик учится во 2-м классе, и мы продолжаем с ним работать.
В одной из школ я работала с девочкой Катей, в семье у которой было не всё благополучно. Её папа с мамой какое-то время злоупотребляли спиртными напитками. Это отразилось на ребёнке: Катя стеснялась родителей, была не уверена в своих силах. Было видно, что у неё нет поддержки от взрослых, девочка не усваивала школьную программу. Сначала мы с Катей просто разговаривали, обсуждали какие-то вопросы. Я старалась в доступной форме донести до неё: право на ошибку есть как у взрослого, так и у ребёнка; не нужно себя сравнивать с другими, а только с самой собой: какая ты была вчера, и как ты с каждым днём становишься лучше.
Когда Катя почувствовала, что я хочу помочь подтянуть её слабую сторону, она стала более уверенной в себе. Мы двигались от простых заданий к сложным, и девочка понемногу стала замечать, что всё у неё получается лучше и лучше. У Кати появился интерес к учёбе, желание двигаться дальше. Я как психолог стараюсь, насколько возможно, открыть в ребёнке то, что упустили родители. Мне очень нравится с ней работать, потому что вижу достижения.
Чтобы получить ощутимые результаты в таких запущенных случаях, нужно время. Ведь непросто сформировать позитивные привычки. Нужны дисциплина, систематичность, последовательность. И, самое главное, рядом с ребёнком, подростком должен быть взрослый человек, вселяющий доверие, надежду.
– Ваши советы родителям.
– Иногда спрашивают, когда начинать готовить ребёнка к обучению в школе. С самого рождения нужно открывать ему мир. Постепенно, красиво, через общение с ним без гаджетов. Не надо торопиться учить малыша чтению. Важно пробудить в нём интерес к миру, желание познавать. При этом обязательно нужно наблюдать, какие у него слабые, а какие сильные стороны, в норме ли у него самооценка, насколько он может проявить свои лучшие качества.
Для разностороннего развития ребёнка время, проведённое с ним, должно быть эффективным. В дошкольном возрасте умственная деятельность занимает не более 10 минут, поэтому важна последовательность, движение от простого к сложному. Дошкольникам и младшим школьникам многое легче усвоить через игру. Участие в выполнении простых повседневных бытовых дел тоже развивает маленького человека.
Будут полезны совместное чтение, посещение спектаклей, кружков. Конечно, исходя из состояния здоровья ребёнка, его физиологических потребностей. Занятия для здоровья зимой – это совместные катания на лыжах, коньках, летом – прогулки в лесу, рыбалка. Новые впечатления как стержень будут укреплять малыша, и в дальнейшем встречи с препятствиями для него не будут тяжёлыми.
И ещё. Меня как психолога беспокоит то, что родители не умеют общаться со своими детьми. Даже тест такой проводился: папе и маме дали 15 минут для разговора со своим чадом. И выяснилось, что взрослые не выдерживают и 5 минут. Не хватает коммуникации, а без этого нет духовной близости. Ребёнок должен доверять своим близким, проговаривать то, что его волнует. Иначе на его неотвеченные вопросы поступят ответы со стороны, но уже с негативным оттенком. Ребёнка могут привлечь такие компании, где считается нормой ранний секс, употребление спиртных напитков.
И ещё момент – важна сепарация (процесс психологического отделения ребёнка от родителей), в результате которой человек становится полностью самостоятельным – физически, морально и финансово. И здесь часто мешает гиперопека со стороны взрослых. Ребёнок должен уметь сам себя заинтересовать, учиться планировать свой день.
Хочется пожелать, чтобы в семьях с детьми царили взаимоуважение, доверие, взаимовыручка. Тогда и дети будут открыты к новым знаниям, будут развиваться и стремиться жить полной жизнью.
P.S. Если у кого-то есть вопросы к психологу, то можно получить ответы по телефону: 8 (3473) 33-10-19. Специалисты центра «Доверие» выслушают, подскажут, при необходимости будет оказана помощь в виде консультации.
Подготовила Ф.ШАГБАЛОВА