Учитель истории школы села Октябрьское не раз доказывала своё мастерство. Об этом и многом другом мы поговорили с ней и убедились, что она настоящий профессионал своего дела.
- Людмила Викторовна, расскажите о детстве: где родились, в какой семье выросли?
- Родилась я в Тамбовской области в небольшом городе Котовск. Воспоминаний о нём практически не осталось, потому что мы переехали в Октябрьское, когда мне было 2 года. Папа Виктор Григорьевич работал механизатором, позже оператором, но в душе был очень творческим человеком. Именно он сыграл в моей жизни большую роль. Благодаря ему в детстве я отлично читала стихотворения. Помню, он ставил меня на стульчик, и мы отчеканивали каждое слово, вырабатывая дикцию. Мама Тамара Сергеевна работала продавцом, позже завхозом в больнице, занималась воспитанием трёх своих девочек. К слову, я самая старшая. Мы все выросли разными, но нас объединяет одно – любовь к творчеству. Младшая сестра Галина в настоящий момент работает заведующей в Преображеновском доме культуры, поёт, танцует. Средняя сестра Светлана, несмот-ря на то что по профессии бухгалтер, тоже любит петь и танцевать.
- Каково быть старшей сестрой?
- Роль старшей сестры – это постоянная помощь и забота. Мы всегда друг друга поддерживаем, даём советы. У нас даже беседа в социальной сети называется «Три сестры и дети». Мы всегда рядом, идём по жизни бок о бок.
- Как проходили школьные годы? Кто повлиял на выбор профессии?
- Первым учителем была Лидия Михайловна Куцанова, которая уже в школьные годы пророчила мне педагогическую профессию. Вторым человеком, сыгравшим важную роль в моей судьбе, стала классная руководительница Мария Евгеньевна Булатникова. Ещё в начальной школе меня начали закреплять за слабыми учащимися, чтобы я объясняла им темы. Будучи сама ребёнком, я понимала, как доходчиво раскрыть тему, что нужно сделать для того, чтобы ученик понял. Я всегда прислушивалась к учителям и, приходя домой, сажала кукол и демонстрировала перед ними разные методики преподавания. С тех пор зародилась мечта о профессии учителя, но воплотить её смогла лишь через время и тернии.
- После школы Вы поступили в педагогический?
- У судьбы на меня были, видимо, свои планы, и она повернула в другую сторону. После окончания школы я решила связать свою жизнь с торговлей и хотела поступить в Уфе в коммерческий техникум, но опять же всё сложилось по-другому, и я начала учиться в Стерлитамаке в технологическом техникуме по специальности «технолог фотографического производства». Училась четыре года, и студенчество навсегда осталось в памяти. Группа была самая активная. Вместе мы и в конкурсах участвовали, и на концертах выступали, и ездили собирать картошку. Были самыми дружными.
- Как же Вы всё-таки оказались в школе?
- Судьба привела, иначе не скажешь. Однажды совершенно случайно встретились на улице с директором нашей школы. Она и говорит: «Людмила, у нас не хватает историков, не хочешь ли попробовать?» Недолго думая, в этот же день я подала документы на заочную форму обучения на историческом факультете Стерлитамакского филиала БГУ. Параллельно начала работать в школе лаборантом и вела кружки. В качестве учителя истории и обществознания работаю с 2000 года, так что у меня 25-летний стаж в этой сфере.
- Ваш первый урок помните?
- Первый урок – одно из самых ярких воспоминаний. Было страшно: ноги подкашивались, пальцы дрожали, ладони потели. Но всё прошло гладко и спокойно. Это уже через время думаешь: зачем было так волноваться? Я всегда анализирую уроки и стараюсь делать так, чтобы каждому ученику было комфортно, и все ушли с определёнными знаниями. Обязательно.
- С помощью чего Вы создаёте комфортные условия на уроках?
- Я применяю различные технологии. В старших классах идёт упор на подготовку к ЕГЭ, а со средним звеном мы создаём настоящие шедевры, например, лэпбуки: изучаем тему, рассматриваем карты, а потом учащиеся выписывают главную информацию на бумагу, делают зарисовки, таблицы, рисуют карты, клеят фотографии. Часто провожу уроки в игровой форме, чтобы ребёнок сразу вник в процесс. Также веду краеведческий кружок, где создаём артефакты, которые помогают прочувствовать атмосферу той эпохи, которую мы изучаем: лепили бусы из солёного теста, из глины - жилища древних людей. Я вижу, что детям это нравится, и они с удовольствием приходят на занятия. Такие уроки запоминаются. Многим по душе заниматься исследовательской деятельностью. В прошлом году мы с ученицей создали проект на конкурс «Герб села Октябрьское». Заняли II место по Башкирии и отправились в Москву защищать проект. Не победили, но участие на таком уровне тоже для нас было победой.
-Какой Вы учитель - строгий или добрый?
- Я практически никогда не ругаю детей, за всю жизнь поставила, может, две двойки. Главная задача и идея – привлечь учеников.
- Многие учащиеся не понимают важности изучения истории. Как им это объяснить?
- История – это любовь к родине. Я всегда детям говорю: «Не будешь знать прошлого, не построишь настоящего». На ошибках учатся. Если совершил ошибку, то важно её осознать, исправить и идти дальше. В истории страны так же. Не зная ошибок прошлого, нельзя построить будущего.
- Как думаете, что самое важное в профессии учителя?
- Дать качественные знания. Так как я учитель истории, считаю важным и патриотическое воспитание. Любовь к родине – актуальная тема в настоящее время. Ну и, конечно же, необходимо любить детей.
- А что самое трудное?
- Не каждый учитель сможет распознать в ребёнке его особенности и подобрать к нему ключик. Предположим, в классе 24 человека. Они же все разные, важно знать, на что способен каждый из них. Воспринимают информацию по-разному: кто-то зрительно, кто-то на слух. Пока один рассматривает карту, другой уже по учебнику ушёл далеко вперёд. Нужно увидеть особенности, а это порой бывает трудно.
- Как быть с теми, кто нарушает дисциплину?
- Уметь убеждать. Я ставлю ученика перед собой и разговариваю с ним до тех пор, пока он не начнёт смотреть прямо в лицо и в его глазах увижу понимание. Авторитет завоёвывается годами. Одно неосторожное слово - и ребёнок запомнит его на всю жизнь, поэтому важно быть аккуратными.
- Есть ли у Вас педагогический девиз?
- И в педагогике, и в жизни у меня девиз «Прежде чем учить, нужно самому научиться». Всю жизнь я учусь, для меня всё интересно. Если какая-то технология понравилась, обязательно применю её на уроке, посмотрю, какова она в действии, как дети будут реагировать, полезна или нет.
- Какие личные качества помогают Вам в педагогике?
- Жизнерадостность, энергичность, коммуникабельность, умение понимать и ставить себя на место учеников и их родителей.
- Есть ли в школе человек, которому Вы полностью доверяете?
- Мы с учителем русского языка и литературы Еленой Ивановной Поповой почти всю жизнь вместе. Она знает всё, что происходит в моей жизни, всегда поддерживает. Мы делимся самым сокровенным.
- Чем любите заниматься в свободное от работы время?
- Моё хобби – готовить вкусно для своей семьи. Люблю печь фирменные булочки синнабоны, готовлю также манты, блины, мясные блюда. Суббота и воскресенье – это мои дни для семьи: супруга Алексея Михайловича, для дочери Юлии, зятя Дамира и внуков Мирлана, Ясмины. Всегда стараюсь их побаловать и обрадовать. Супруг поддерживает меня во всех начинаниях, даёт силы не сдаваться и двигаться дальше.
- Какие главные ценности в Вашей жизни?
- Самая первоочередная ценность, на которую я опираюсь, – это любовь к людям и родине. Если бы я родину не любила, как бы я могла привить детям эту любовь?
- Есть ли у Вас мечты, которые желаете воплотить в жизнь?
- Желаний и мечт много. Одно из – отлично выступить на республиканском уровне в конкурсе «Педагог года-2025».
- Поговорим о конкурсе: как Вы решились принять в нём участие?
- Желание-то возникло давно. Я понимала, что у меня есть чем поделиться, но не решалась заявлять о себе, не хотела хвастаться. А в 2024 году мне это предложило моё руководство, и я согласилась.
- Какие этапы Вы проходили?
- В первую очередь - мониторинг педагогических компетенций. Из 15 баллов я набрала 15. Также провела разговор о важном на тему «Волонтёрская деятельность», урок «Древний Китай», мастер-класс «Комикс-технология на уроках истории» и выступала перед жюри с темой «Роль патриотического воспитания в образовании».
- Какие эмоции были от победы?
- Только лишь положительные. Я искренне верила, что смогу! Теперь усиленно готовлюсь к республиканскому этапу.
«Людмила Викторовна – самый любимый учитель, она очень добрая, понимающая, всегда нас выслушает, придёт на помощь. Никогда не ставит двойки. Поддержит в трудную минуту, можем к ней обратиться с любой просьбой, даже поделиться своими секретами» - такую искреннюю оценку дал своему педагогу ученик 5 класса Игнат Михайлёв. А как известно, устами младенца глаголет истина.
Е. ИШМУХАМЕТОВА
Фото Ю.НЕСТЕРЕНКО