Сельские нивы
+11 °С
Дождь
АНТИТЕРРОР
Все новости
Образование
19 Марта 2019, 12:19

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ – НЕ РОСКОШЬ

Вряд ли кто сегодня сомневается в необходимости школьного психолога. Тем более в связи с внедрением инклюзивного образования, ФГОС и другими изменениями в системе образования, да и в целом в обществе. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель – ученик – родитель».


Один в поле – не воин


Чтобы познакомиться с работой психологической службы в школе, мы побывали в селе Большой Куганак. Это одна из крупных школ в районе, где количество обучающихся 407 человек вместе с филиалами в Новом Краснояре и Косяковке. И здесь давно уже не встаёт вопрос о необходимости такой службы. Оборудован и специальный кабинет. Это рабочее место школьного психолога Т. М.Симаковой.



▲Т.М.Симакова


В нашем районе психологи работают в пяти школах – сёлах Большой Куганак, Бельское, Новофёдоровское, Буриказганово и Васильевка. В 17 школах введены должности социальных педагогов – их 22 человека.

Кроме того, психологи центра «Доверие» отдела образования выезжают в образовательные учреждения для организации психологической работы.


В школе Татьяна Михайловна работает 11 лет. Почти что местная, окончила соседнюю Покровскую школу. Говорит, что хотела пойти учиться на психолога ещё тогда, но в то время не было такого факультета в пединституте. Выучилась на учителя начальных классов и начала преподавать в родной школе. Потом вышла замуж и приехала в Большой Куганак. Два года работает психологом (окончила Современную гуманитарную академию).


– Начинать, наверное, было нелегко? – поинтересовались мы.


– Сложно, и в то же время интересно.


– Изменилось ли отношение к жизни после получения новой специальности?


–- Взгляд на всё стал мудрее. Если раньше могла вспылить на какие-то действия детей как своих, так и учеников, то сейчас стала относиться ко всему спокойнее.

Один в поле – не воин. И Татьяна Михайловна с благодарностью говорит о том, что поддержку она всегда находит у завучей И.А.Пантюхиной и Э.Б.Симаковой, и у директора школы С.А.Симакова. Взять хотя бы обустройство кабинета. В прошлом году под него выделили бывшую лаборантскую, сделали ремонт, установили шкафы, оборудование.


«Самое приятное, когда родители готовы сотрудничать»


В чём заключается работа школьного психолога? В первую очередь это психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним. В этом помогает диагностика с использованием различных приёмов и методик. Затем следует коррекционная деятельность, направленная на помощь тем, кто нуждается в ней. Психолог знакомит родителей и педагогов с результатами исследований, предупреждает о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться. Всё это составляющие психологического мониторинга.


– С какими проблемами чаще всего обращаются к психологу?


– Это когда возникают трудности в отношениях между учениками и учителями, а также детьми и родителями, - отвечает Татьяна Михайловна. – Если в первом случае эти сложности мы решаем быстро (учителя у нас в основном отзывчивые), то с родителями не всегда легко. Бывает, что при упоминании о необходимости психологической коррекции настораживаются, не хотят прислушиваться к советам специалиста. Самое приятное, когда мамы и папы готовы сотрудничать, понимают, как важно вовремя заметить причины возникновения тех или иных проблем и вовремя их устранить. Для нас главное – помочь ребёнку, научить его справляться с жизненными ситуациями.


– В каком возрасте больше возникает проблем?


– Подростковый возраст – это период перемен, которые происходят как в физическом, так и в эмоциональном плане. Поэтому и проблем у них больше. Учитывая это, плотно работаем с 8, 9 классами. Есть групповые программы, по которым учим ребят общаться бесконфликтно, ставить цели и добиваться их. Есть также программа по подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Ещё одно направление в работе с подростками – профориентация, где помогаем ребятам проявить свои способности.


– Стараемся разнообразить формы работы с родителями, – продолжает Татьяна Михайловна, – это не просто собрания. Коллективно просматриваем фильмы, вызываем на диалог. Проводится площадка «Психолог и я».


… Пока мы беседовали, в кабинет к психологу пришла одиннадцатиклассница, и Татьяна Михайловна предлагает ей поработать с метафорическими картами, которые напоминают обычные игральные, но с картинками. Из набора карт предлагается выбрать то, что ближе, что нравится. Это тоже профессиональная методика решения психологических проблем. Глядя на карту, каждый видит и чувствует что-то своё. Это помогает заглянуть в подсознание, найти настоящую причину проблемы и работать с ней.


На особом контроле многодетные семьи


В структуре психологической службы есть ещё два социальных педагога. В школе села Большой Куганак это Екатерина Александровна Гусева, в филиалах школы – Ольга Васильевна Томатолова.



▲Е.А.Гусева


Зазвенел звонок на перемену. И у нас появилась возможность побеседовать с Екатериной Александровной (она ещё ведёт уроки информатики и математики). Гусева в прошлом выпускница этой же школы. Восемь лет назад окончила факультет физики и математики СГПА. Работала воспитателем в детском доме, с 1 сентября – учитель и социальный педагог.


«Окунулась с головой в эту работу. Сначала трудно было. Но помогли общение с Татьяной Михайловной, семинары от центра «Доверие». И постепенно всё стало строиться в голове так как надо», – говорит Екатерина Александровна. Большой плюс для неё то, что местная и знает родителей многих ребят.


Е. А.Гусева и О.В.Томатолова работают с трудными подростками, многодетными семьями, с семьями, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (выявление, учёт, определение основных проблем). Немало времени занимает оформление бесплатного питания, ведь для этого родителям необходимо собрать целый пакет документов, которые периодически нужно обновлять. Такой социальной услугой в школе пользуются 90 семей. С ОВЗ – 16 человек, 4 – на домашнем обучении.


Организованная воспитательная работа и социально-психологическое сопровождение в школе дают свои плоды. Например, из стоящих на учёте в КДН двух подростков, одного готовятся снять с учёта: у парня улучшилось поведение, он стал активно участвовать в жизни школы. Это, конечно, большой плюс.

Комфортная обстановка нужна всем


– Сложно переоценить роль психологии, – говорит директор школы Сергей Александрович Симаков. – Эта наука помогает выявлять проблемы, а мы затем ставим задачи для их решения и работаем.


В школе используют все возможные средства для просвещения родителей. Помимо фотоотчётов о прошедших мероприятиях в социальных сетях можно найти статьи на воспитательную тему, советы родителям. Это один из инструментов в педагогической работе.

Не секрет, что почти в каждом коллективе появляются подростки, которые сознательно идут на конфликт с учителем, подрывают его авторитет, отвлекают от занятий, так как сами не готовятся к урокам. Что делать в этом случае учителю? Эту проблему в школе успешно решают. Сергей Александрович в прошлом году пригласил поработать с коллективом бизнес-тренера, коуча Ришата Валитова по договору социального партнёрства. (Разъясним, коуч – это консультант и тренер в одном лице, который с помощью современных технологий помогает устранить психологические проблемы).


Вооружившись новыми знаниями, полученными на тренингах, учителям стало легче работать. И меньше стало от них поступать жалоб на учеников.


– Следующая проблема – потеря мотивации в учёбе у учеников средних классов. В этом случае опять проводились тренинги для ребят. Мы помогали им понять, для чего нужно, к примеру, изучать математику, связывали школьные предметы с жизнью. Занятия эти обычно проходят в игровой, интересной форме.


Комфортная обстановка должна быть в школе и для учителя. Это тоже здесь понимают, создавая уют в учительской, помогая влиться в коллектив начинающим педагогам. Действует школа наставничества для молодых специалистов, их здесь шесть человек, к каждому из них прикреплены по два опытных учителя, которые помогают освоить документацию, методику преподавания предмета и другие секреты профессии.


– Какие планы на будущее?


– Двигаться дальше, – говорит директор школы, - ведь назад пути нет.


А психолог мечтает о сенсорной комнате для педагогов и детей...




Читайте нас: