– До включения в пилот социальные услуги по долговременному уходу предоставлялись только в Уфе, и только за счет регионального бюджета. И если до этого услуги эти предоставлялись как бесплатно, так и на условиях частичной или полной оплаты, то сейчас, с включением Башкортостана в пилотные регионы, инвалиды и граждане пожилого возраста, нуждающиеся в социальном обслуживании на дому, могут быть включены в систему долговременного ухода на бесплатной основе, – подчеркнула преимущества программы министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова.
Отметим, что долговременный уход предполагает оказание бытовых услуг до 28 часов в неделю (до 4 часов в день ежедневно, включая выходные), когда как услуги на дому предполагают, как правило, оказание услуг бытовых услуг 2 раза в неделю.
С внедрением пилотной программы появилось еще одно важное новшество. Физические лица, осуществляющие уход за нуждающимся гражданином (допустим, за своим родственником), при соответствии установленным квалификационным требованиям (наличии переподготовки) могут быть трудоустроены в организацию социального обслуживания населения на должность «сиделка (помощник по уходу)», в том числе на неполный рабочий день (например, для ухода за конкретным инвалидом).
Программа профессиональной подготовки (переподготовки) на должность «Помощник по уходу» включает в себя 37 часов, из которых 10 часов – это теория, 25 часов – практические занятия. Срок реализации образовательной программы – 5 дней. Форма обучения – очная.
Сотрудники центров социального обслуживания населения проходят обучение бесплатно, поэтому граждане, ухаживающие за своими родственниками и желающие при этом быть трудоустроенными и получать заработную плату, должны первоначально устроиться на работу в АНО Центры социального обслуживания.
В связи с планируемым увеличением охвата пожилых граждан и инвалидов долговременным уходом в настоящее время имеется острая потребность в кадрах, соответствующих профессиональным стандартам «социальный работник» и «помощник по уходу».