Её детство прошло в Рязановке, в обычной многодетной крестьянской семье Григория и Анны Япрынцевых, где жили небогато, но дружно. Аня же, названная в честь мамы, была девятым ребёнком, самой младшенькой. Старшие дети и родители были примером во всём. Они-то и дали ей закалку на большую жизнь. И спустя годы девочка станет профессионалом, талантливым педагогом и разносторонне одарённой личностью.
Анна Григорьевна Абдуллаева (а речь о ней) в течение 30 лет преподавала декоративно-прикладное творчество в школе искусств, а кроме того, её знают как автора душевных стихов и песен. Для нашей встречи был прекрасный повод – её юбилейный день рождения.
Вот он, дом с красной крышей на центральной улице Наумовки. У окна алеет рябина, во дворе высокие яблони, сохранившие к осени зелёную свежесть. Дом, в котором царствует муза, живут два творчес-
ких человека - Вадим Асадович и Анна Григорьевна. Обычно мы видим дружную супружескую пару вместе, но сегодня исключение, глава семьи уехал по делам, и беседуем мы только с Анной Григорьевной.
«У меня интересная сетка судьбы», - сказала она. И я по ходу разговора получаю ответы на вопросы: «Почему девушка, влюблённая в математику, поступила на филологический факультет? И как так сложилось, что она, учитель русского языка, преподавала декоративно-прикладное творчество?»
- Я поступила в институт по примеру своих сестёр Любы и Вали. Они обе посвятили себя педагогике, - рассказала Анна Григорьевна. - Когда мы с мужем начали работать в Наумовской школе (я - учителем русского языка и литературы, он - рисования и черчения), моя бывшая учительница по математике, встретив меня, искренне удивилась, узнав о предмете, который я преподавала: «Я думала, ты на математический пошла». И было отчего. На уроках Александры Николаевны было так интересно, что я влюбилась в математику. Все девчонки по вечерам идут в клуб, а мы с моей подружкой уроки делаем и ещё дополнительно задачки решаем по математике.
Но Аня любила также русский язык и литературу. Ещё в 3 классе написала свои первые стихи. И навсегда подружилась с поэзией, которая помогает выразить чувства.
В 70-е годы после окончания вуза Анна по распределению попала в чувашскую деревню Новофёдоровка Аургазинского района. Ох и нелегко пришлось на новом месте, даже хотелось по неопытности бросить всё и уехать: ученики ничего не понимали по-русски, а учительница - по-чувашски. Но понемногу втянулась в работу и на всю жизнь у неё остались тёплые воспоминания о том коллективе, о светлых и добрых людях. Несмотря на то, что Анна Григорьевна отработала там всего один год, она сумела привить детям любовь к русскому языку, а одна из учениц - Вера Дмитриева - даже стала учительницей именно по этому предмету. Тогда и дружба завязалась между ними на всю жизнь.
Душа стремилась в Уфу, где остался любимый человек. С будущим супругом познакомились в студенческие годы, он чуть позже окончил учёбу. Когда они поженились, Анна Григорьевна стала преподавать в своём же вузе. А потом супруги приехали в Наумовку, куда направили по распределению Вадима Асадовича.
Был период, когда Абдуллаевы уезжали в Азербайджан (на родину мужа). В то время уже подрастал сын Валерий (как и папа, он потом окончит худграф пединститута). В Ленкорани Вадим Асадович про-
явил себя как хороший организатор - открыл художественную школу. Анна Григорьевна поддерживала его во всём и именно там освоила новую для себя специальность преподавателя истории искусств и декоративно-прикладного творчества – руки-то у неё всегда были мастеровые. Ей понравилось создавать из обычных предметов красивые изделия и обучать этому искусству ребят.
- Когда у Вас проявился интерес к рукоделию? – интересуюсь у Анны Григорьевны.
- Ещё в детстве. Прежде все сельские женщины умели шить, прясть, вязать. Мама вручную шила нам платья, юбки (машинки-то не было), вязала нам носки, варежки. Большого выбора одежды, как сейчас, не было. Нам, девчонкам, конечно, хотелось принарядиться, и мы сами придумывали себе наряды. Помню, у моей подружки мама на почте работала, куда поступали журналы с образцами вязания. Мы аккуратно брали эти журналы на время и учились по ним вязать. В 8 классе я себе красивую кофту связала, даже многие не верили, что сама справилась.
С годами мастерство рукодельницы только совершенствовалось. Анна Григорьевна сшила много красивых вещей на заказ, выручала своих односельчан во время дефицита – кому-то справила платье на свадьбу, кому-то костюм. Можно сказать, что всю Наумовку обшивала в 90-е годы. Это потом уже заполонили рынок товары из Китая, Средней Азии.
…Абдуллаевы четыре года прожили на Кавказе и снова вернулись в Наумовку по приглашению директора совхоза-техникума В.С.Буланцева. У Виталия Степановича была мечта открыть художественную школу, дав возможность сельским ребятишкам приобщиться к миру искусства. Материально поддержало молодых специалистов руководство района - Абдуллаевым выделило квартиру. А в здании Дома пионеров на втором этаже была открыта школа искусств, директором которой и был назначен Вадим Асадович.
Тут моя собеседница вспоминает запомнившийся случай: «На открытии нового здания Наумовской школы встретились с секретарём райкома партии Р.С.Хафизовой. Мы обе обрадовались встрече: Расиха Сафаргалеевна у нас в Рязановке преподавала немецкий язык. Тогда-то мы с мужем и поделились с ней желанием работать в школе искусств. И она нас здорово в этом потом поддержала».
Начинать новое дело всегда непросто. Нужно было решать множество вопросов: организационных, кадровых, материального обеспечения. Анна Григорьевна взяла на себя всю документацию, ведь первоначально не было ни секретаря, ни завуча. Это потом уже была выделена ставка делопроизводителя. Так возникла школа искусств с музыкальным и художественным отделениями – место притяжения юных талантов.
Преподавание декоративно-прикладного творчества требует от педагога постоянного поиска новых форм, приёмов, материалов, образов и тем. Анна Григорьевна, находясь в постоянном творческом процессе, осваивала методику преподавания и новые техники, обучала ребят искусству, отражающему народные традиции. До сих пор её благодарят бывшие ученицы за то, что научила художественной вышивке, созданию красивых изделий из бисера.
Бисероплетение, хоть и кропотливое, но очень увлекательное занятие, к тому же у ребят развивает воображение и фантазию. Влюбилась в это дело и сама педагог:
- Было время, я могла встать в полшестого утра и сразу заняться делом - тут же и выкройку сделаю, и с бисером посижу, а ещё успевала огородом заняться.
У Анны Григорьевны мы увидели много оригинальных, неповторимых изделий из бисера. Она доставала их из коробочки как из волшебного сундучка с драгоценностями. Многое отдано в дар родным и друзьям, но есть вещи, с которыми не хочется расставаться, ведь в них вплетена душа.
Как уже сказано, Анна Григорьевна начала писать стихи ещё в школьные годы. Первая влюблённость, яркие чувства – всё отражалось в заветной тетрадке. В это время подружилась и с музыкой, песней. «Часть нашей юности – участие в вокальном ансамбле, когда нам аккомпанировал баянист-виртуоз Алексей Иванович Анохин», – вспоминает она.
Анна Япрынцева входила в первый состав «Рязаночки», которым в то время руководила Валентина Павловна Козлицкая (позже Шмонина). Теперь это народный ансамбль русской песни.
Неудивительно, что и у самой стихи потом стали песнями, во многом благодаря сотрудничеству с талантливым музыкантом Николаем Данилкиным, преподавателем по классу баяна школы искусств. Эти песни о любви к родной земле, где живёт «говорливая река» и «в ромашках поле», «звучит неторопливая гармонь» и «туман клубится в росной синеве»...
Много стихов о родном крае родилось вдали от этих мест, когда жили на Кавказе, солнечном и тоже по-своему прекрасном. «Соловьи поутру, Запах сосен в бору - Это милая родина, Здесь я силы беру», - писала она, чувствуя себя единым целым с природой.
Читаю её стихи и понимаю, что для неё немыслимо жить без связи со своими корнями и матушкой-природой. «Я счастье соберу, как золото, по крошке, Скую подкову и повешу на двери...» - а в этих строках чувствуется, что автор верит в возможность счастья, ведь создаём мы его сами – своим трудом, стихами, песнями, картинами. И разве это не счастье – жить с близким по духу человеком, видеть своё продолжение в учениках и внуках, а ещё мечтать о том, что пока не случилось, но обязательно сбудется!
Ф.ШАГБАЛОВА
Фото Ю.НЕСТЕРЕНКО