Сельские нивы
+4 °С
Дождь
АНТИТЕРРОР
Все новости
Земляки
7 Марта , 10:48

Ветеран М.С.Зыкова из Стерлитамакского района - о надежде, силе духа и любви к жизни

В детском возрасте Мария Зыкова испытала ужасы фашистского концлагеря, умирала от голода, теряла родных людей. Поэтому сегодня при слове «война» ей становится неуютно и страшно, ведь самыми беззащитными и ранимыми в лихую годину оказываются именно дети. Их беззаботное время безвозвратно исчезает, на смену приходят боль, страдания, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Но удивительное дело, подавляющее большинство тех, кто испытал всё это и кому посчастливилось выжить, в дальнейшем становятся только крепче духом. Они являются примером для новых поколений, примером, который учит стойко справляться с проблемами и жизненными трудностями.

Мария Семёновна Зыкова родилась в Воронежской области в 1936 году. Её малую родину, село Криница Острогожского района, летом 1942 года захватили немцы.

– Никогда не забуду, – вспоминает Мария Семёновна, – как по деревне разъезжали с автоматами на мотоциклах немцы, выгоняли людей из домов, забирали скотину, разоряли и жгли, били и вешали тех, кто сопротивлялся или был связан с партизанами. Мне шестой год шёл, а сестрёнке только второй годик. Мы плакали, боялись оторваться от мамы, а фашисты в блестящих на солнце касках рыскали по улицам, громко выкрикивая что-то на непонятном нам языке.

Согласно архивным данным, в результате летнего наступления 1942 года немецко-фашистскими захватчиками была оккупирована территория Воронежской области, расположенная по правому берегу реки Дон.
В Острогожском и Каменском районах гитлеровцы создали 14 концлагерей, в один из них попала Мария вместе со своей мамой Натальей Ильиничной Рыбалкиной и сестрёнкой Олей.

Часть деревенских жителей как бесплатную рабсилу отправили в Германию, основную массу - детей, женщин, стариков - гнали 12 километров от деревни до лагеря, где поместили в холодное сырое помещение, которое больше походило на склад. Вокруг железный забор, ворота на замке.

Женщин каждое утро выгоняли на работу, они валили деревья в лесу для строительства моста через Дон, а дети должны были носить доски, выполнять другую тяжёлую работу. В лагере оставались только немощные старики да совсем маленькие детишки, с которыми должны были нянчиться старшие родственники.

– Пленных били плётками, наказывали за малейшее нарушение, – продолжает женщина, – самым тяжёлым было остаться без еды. Кормили нас один раз в день: стограммовый кусочек хлеба и пустая похлёбка – вот и вся еда. Помню постоянное чувство голода, от этого не брезговали ничем – ели мёрзлую картошку, траву всякую. Немцы заставляли работать под дулом автомата, слабых били прикладами и расстреливали, от истощения и непосильной работы многие умирали. В плену мы пробыли больше 8-ми месяцев. Сполна испытали, что такое фашизм…

Эти страшные картинки словно кадры военной хроники проносятся перед глазами. Кажется, что невозможно вынести муки, выпавшие на долю маленького человека. Но они выжили, сберегли и маленькую Оленьку. После освобождения советскими солдатами зимой 1943 года вернулись в свой полуразрушенный дом. Отец семейства к этому времени погиб, а война всё продолжалась – все тяготы по воспитанию дочерей легли на плечи матери. Она трудилась в колхозе, зимой возила на лошади дрова из леса, а летом пропалывала посевы, убирала хлеб – надо было кормить семью, выживать из последних сил.

Мария Семёновна со слезами вспоминает те годы, рассказывает о своей дальнейшей судьбе, о том, как попала в Башкирию и что теперь считает главным достоинством своей жизни.

После войны девушка училась в школе, потом уехала в  Донбасс поступать в ремесленное училище. Когда окончила учёбу и вернулась домой, к ней посватался парень из соседней деревни Таволожанка. Вышла замуж, в семье родилась дочка.

– У мужа было два брата, – продолжает Мария Семёновна, – их родители умерли, когда дети были маленькие.  В общем, ребята воспитывались в детском доме. Хорошие выросли, работящие. Так сложилось, что в 1958 году наша семья перебралась в Башкирию, в город Стерлитамак. Оба устроились в СМП-185 – муж работал мастером, потом, окончив вечернее отделение строительного техникума, прорабом. Я сначала тоже с ним штукатуром-маляром трудилась, ну а позже перешла в систему «Общепита». В Стерлитамакский район переехали, когда вышли на пенсию. Так и осели в большом и красивом селе Наумовка.

Сегодня ветеран Мария Семёновна Зыкова живёт одна, супруг, к сожалению, умер. Замуж она больше не вышла – очень любила своего Виктора Семёновича. У неё есть внуки, правнуки, и они никогда не оставляют бабушку без внимания. В 2001 году женщина получила статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистского концлагеря, а вместе с этим и все полагающиеся льготы. Не забывают ветерана местные и районные власти, регулярно наведываются к ней с продуктовыми наборами, помогают справиться с мелкими бытовыми проблемами. На каждый официальный праздник к женщине с необычной судьбой приходят учащиеся местной школы и студенты. Они с интересом слушают её рассказы о детстве и юности, опалённых войной, удивляясь и восхищаясь стойкостью и большой любовью к жизни этой хрупкой женщины.

А она всякий раз при таких встречах желает молодёжи ценить свободу, мирное небо, любить своих родных и, конечно, хорошо учиться.

Л.ПЫЛАЕВА

Фото автора

Читайте нас: