Современный ритм меняет людей, их образ жизни, мысли. Все спешат куда-то, несутся и, конечно же, не успевают. Отсюда и стрессы, и ранние смерти. Казалось бы, жить стали лучше: достаток, голодных нет. Все одеты, обуты. На мусорных контейнерах развешивают хорошую одежду, обувь, выносят даже кое-что из мебели. А счастливых лиц не увидишь. Почему так происходит? По всему видно, что человечество зашло в тупик потребительского общества.
Многое, что было хорошего, к сожалению, ушло безвозвратно. Сердце будоражат воспоминания детства, слова и примеры жизни мудрых людей. Те, кто жил до середины 1980-х годов, то есть застал «развитой социализм», меня поймут. Мы помним, какой тогда была жизнь. И, наверное, не стоит забывать то доброе и светлое, что было.
Вспоминаю картину из детства. Горят дрова, гудит ветер в трубе, и от печки по всему дому идёт живое тепло. На плите готовится еда, от которой исходит приятный запах. И получалось гораздо вкуснее, чем в современных навороченных духовках.
Около печки под лавкой мурлычет кот. За окном метёт метель иль трещит лютый мороз, разрисовывая оконное стекло. Потом гадали: что мороз нарисовал – то и уродится. В чулане на жёрдочках подвешены пучки калины, зверобоя, душицы, мяты. На простые нити нанизаны грибы, вялится рыба. Всё запасено впрок на чай, на случай хвори. Полы выметены веником из шёлковой полыни. Приготовлена черёмуха на пироги. Говорят, домовой любит такие пирожки, а в Сибири женщины пекли их и оставляли за печкой для этого хозяина дома.
В золе хорошо готовить яйца и картошку, да и морковь пропекается на чай до светло-коричневого цвета. И калина в маленькой кастрюльке томится, потом её вкусно есть с сахаром…
Прежде любили слушать радио, и хорошие передачи были. При лампе шли задушевные разговоры. Около тёплой печи бывало вся семья грызла тыквенные иль обычные семечки: те, что помельче, потом отдавали синичкам и воробьишкам. А там и снегири, и свиристели прилетят, особенно если остались ягоды на деревьях и кустах. Птицы начинали клевать всегда с рябины. Подбирали всё, что можно было в морозные зимы. Снега заваливало очень много – целые горки, выше заборов. В сады тянулись следы зайцев, которые объедали молодые ветки. А весной, когда снег сойдёт, видно, что при таких сугробах косой срезал только мелкие веточки, а ствол оставался живым. Гораздо страшней были мыши, которые под снегом грызли яблони. В лесу осину, тополь и осокорь объедали лоси, долго потом были видны их отметины на деревьях.
Человек был сыном природы, оттого и болел меньше. Рассказывал один бывший военный, который служил в Казахстане. Там жил старик пастух. У него всегда в ручье лежал бурдюк холодного кумыса, за которым он посылал мальчишку, когда заезжали гости. Так вот этот аксакал был гораздо счастливей сегодняшних «крутых». Он до старости ездил и на коне, и на верблюде. Прекрасно стрелял, силён был в борьбе. Словом, был сыном природы и жил в единении с ней. Таких примеров немало и у нас в России.
А как относились прежде с любовью к растениям! Помню, как выращивали картошку: пололи, окучивали, прорывали сорняки. И жука никакого не было. Корова придёт, хозяйка тёплой водицей ей вымя вымоет, специальным полотенчиком вытрет. Майская трава целебна, и люди знали, что молоко парное напитывает силой, здоровьем и ребёнка, и старика. И барашки с такой травы нагуливали вкусное и полезное мясо. Не забыть аромата той еды, особенно приготовленной на свежем воздухе, на дровах.
Раньше в дубовых лесах всё лето паслись свиньи. Кони отдыхали в ночном. Стадо выгонялось по утренней прохладе по мягкой траве, а возвращалось поздним вечером. А сейчас в комплексах животные как в концлагере – ни любви к ним, ни свободы им, ни счастья. На птицефабриках курица растёт до гигантских размеров за 40 дней, накачанная витаминами и добавками. А потом на кого-то обижаемся за то, что плохо выглядим, страдаем ожирением, болезни одолели. Как говорят, мы то, что едим.
Тот хлеб, что получался в русской печи, сейчас не купить ни за какие деньги. Его ведь с молитвой сажали в печь, вынимали, окропляли чистой водой, накрывали льняным полотенцем. Запах свежих хлеба, колбасы, чая разносился за несколько кварталов. А сейчас лежит прямо перед тобой продукт - и ничего. Когда варили курицу, бульон получался золотистым и целебным. Готова курица, когда в неё легко втыкается спичка, и нет при этом розового сока. Обычно варили её (если не старая) минут 40. Сейчас спичка легко войдёт и через 5 минут, и бульон будет мутный и белый. Ест современный человек фастфуд, пьёт колу, а у его сына в руке чупа-чупс. И что удивляться, что не стало на Руси богатырей!
Человек от земли-матушки оторвался и застрял в потребительском обществе. И на кого обижаемся? Сами виноваты - не любим природу, не хотим натурального, нам нужен синтетический, искусственный мир. Забыли, что человек шёл лечиться в природу – в лес, на реку или в свой сад. А пора бы вспомнить об этом.
К.КАСЬЯНОВ,
преподаватель историим