Сельские нивы
+8 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
14 Июня , 11:17

Учитель истории из села Рязановка К.М.Касьянов рассказал о зарождении деревни, её жителях, и о том, как в селе создавался музей

Наша культура и история - наследие, которое передаётся из поколения в поколение. Это наши обычаи, праздники, ремёсла, народная музыка и танцы, память о героях, которые испокон веков защищали Отчизну. Традиции помогают сохранить историю народа, передать уникальный культурный опыт. Задача каждого села – внести свой вклад, свою частичку в общемировую историю. Вот уже 41 год в школе деревни Рязановка существует исторический музей, куда мы и отправились на экскурсию. Константин Михайлович Касьянов, учитель истории, с удовольствием рассказал нам о возникновении музея, зарождении деревни, о её жителях, показал, как жили их предки, что осталось в память от них.

Деревня – мой дом родной

Рязановка образовалась в 1822 году, аж 202 года назад. Сюда переселялись однодворцы из Рязанской, Курской, Тамбовской, Ивановской губерний и называли свои поселения соответственно – Рязановка, Куровка, Тамбовка, Ивановка. Покупая землю у башкир из деревни Кучербаево, они основали процветающее хозяйство: выращивали зерновые культуры, держали много скота, занимались пчеловодством. Здесь были свои гончары, сапожники, вальщики и плотники. Были построены мельница, школа, храм. Рязановка славилась торговыми лавками, куда приезжали жители из других деревень. В послевоенные годы начали поднимать колхоз. В советский период активно развивался спорт, были организованы футбольная и волейбольная команды, оборудована площадка с освещением и ограждением, где проводились соревнования по хоккею. В настоящее время Рязановка продолжает развиваться.

История музея

Идея создания музея принадлежит завучу школы, учителю географии Валентине Васильевне Лапоновой. Она же выступила организатором и руководителем. Вместе с пионерами, ветеранами, коллегами экспозиция была открыта в 1983 году в День Победы.

Экспонаты музея разделены на несколько разделов. По правую руку от входа видишь главный из них, который посвящён Великой Отечественной войне. 420 рязановцев ушли на фронт, 304 – погибли в боях, 116 - вернулись с победой домой. На стенде представлены списки и фотографии земляков.

Рязановцы сражались за Родину везде: в Сталинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, участвовали в операции «Багратион», штурмовали Берлин. Каждый 10-й погибший из Рязановки защищал Ленинград. Были и женщины на войне. Например, Александра Ивановна Лобова работала учителем математики, когда её забрали на фронт. Сначала была автоматчицей, потом связисткой. Освобождала Прибалтику, Венгрию. Награждена орденом Отечественной войны и медалями.

Ни одно историческое событие не обошло деревню стороной. Многие были участниками Гражданской войны, которая прошла через Рязановку два раза, Русско-японской войны, Первой мировой. Так, Михаил Сергеевич Касьянов – участник Первой мировой и Гражданской войн, матрос. Совершил немало подвигов и был награждён Георгиевским крестом. Василий Иванович Карпов - героическая личность, боец Первой конной армии в Гражданскую войну, защитник Ленинграда в годы ВОВ. По воспоминаниям нашего гида, Василий Иванович был на все руки мастер. Охотился с беркутом на лис, выращивал арбузы до 15 кг, сладкие дыни, которые раздавали за трудодни крестьянам.

Все вещи, которые имеются в фонде музея, являются подлинными экспонатами. Здесь бережно хранят шинель М.Н. Ситникова, фронтовые письма В.Г. Явнова, боевые грамоты А.З. Касьянова, гранаты, фляжки, ремни, медали.

Интересен этнографический раздел, где можно увидеть русскую одежду 19-20 веков: крестьянские рубахи, лапти, мужской кушак, шаровары, сотканные из конопляной ткани, женские платья, кофты, гольфы, шёлковую праздничную шаль, фабричные ботинки.

Следующий раздел посвящён предметам быта – всё, что окружало сельчан в повседневной жизни. Представлены орудия сельскохозяйственного труда, домашнего ткачества, а также старинные часы, весы, подсвечник, рукомойник, коромысло, утюги, прялки, посуда и многое другое.

У каждого предмета есть своя история, каждая хранит в себе память, которая позволяет соединять целые поколения воедино. Экспонаты приносили сами владельцы. Немалый вклад внёс и Константин Михайлович Касьянов.

Хорошо забытое старое

Он поделился с нами несколькими интересными фактами, связанными с бытом крестьян. Например, раньше люди изготавливали глиняные горшки. В них продукты могут отменно храниться и равномерно прогреваться на огне. Приготовленные в горшочках блюда имели восхитительный вкус и аромат. Всё дело в физических свойствах глины. Она может быстро нагреваться и накапливать тепло, медленно его отдавая. Получается, что блюдо как бы томится в ёмкости. Именно благодаря свойству сохранять изумительный вкус пищи, посуда из натуральной глины так популярна и в наше время.

Можно взять на заметку, что раньше женщины умывались ромашковой водой, чтобы кожа была нежной, волосы золотистыми; натирались в бане мёдом – кожа становилась, как у младенца. Никаких химикатов для того, чтобы оставаться молодой, красивой, а самое главное - здоровой.

Для кругозора детей

Музей находится в открытом доступе для школьников. Иногда здесь проводились уроки. «Многих детей даже заинтересовывать не нужно, они сами рвутся посмотреть на экспонаты, – отмечает Константин Михайлович. - А для тех, кто ещё не совсем понимает ценность музея, я стараюсь рассказывать какие-то интересные истории из своей жизни и им становится любопытно посмотреть  на предметы быта. Например, объясняю, как раньше масло взбивали. Когда его взбивают, получается золотистая жидкость – юрага. Если на ней замесить тесто, то получатся вкусные пышки. Рассказываю, как раньше бабушки пекли нам весной булочки-жаворонки, ещё как во время лепки пельменей обязательно клали в один из них пятикопеечную монету: кому она попадётся, тот будет счастливым». 

С интересом воспринимается пояснение слов, обозначающих предметы быта, ныне вышедших из употребления:

Кочедык – шило для плетения лаптей.

Рубель – деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож.

Горшевик – тряпка, которой прихватывали горячие чугунки, горшки из печи

Корчага – большой сосуд из глины с зауженным верхом. В нём готовили квас и другие напитки.

Музей в Рязановке продолжает расширяться. Он периодически пополняется новыми экспонатами, сохраняя информацию о времени.

Е.ИШМУХАМЕТОВА

Фото Ю.НЕСТЕРЕНКО

Читайте нас: