Сельские нивы
+17 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
17 Сентября 2021, 14:44

ЖИЛА ТАКАЯ ДЕРЕВНЯ…

После Гражданской войны, в ходе которой решался в том числе и насущный крестьянско-земельный вопрос, в России стали активно осваиваться бывшие помещичьи земли.

газета Сельские нивы 1958 год. Молодёжь Белороевки на празднике 1 Мая
1958 год. Молодёжь Белороевки на празднике 1 МаяФото:газета Сельские нивы

В деревне Талалаевка свободной земли не было, поэтому украинцы-переселенцы начали присматриваться к территориям здешней округи для своих взрослеющих сыновей. Так появились небольшие деревеньки Александровка, Гаевка, Амелюк, Зык, Клименок. А в двух километрах от деревни Амбразановка, получившая после заселения в ней украинцев название Спасское, на лесной опушке родилась деревушка Белороевка в честь землемеров Белова и Раевского, которые отличались оперативным и грамотным ведением земельного дела.

В первые годы существования Белороевки сооружались временные помещения, в которых содержался скот, а где-то года с 1922-го тут стали строиться дома для постоянного проживания. Как правило, они по размерам были меньше, чем в Талалаевке – четырёхстенки с надворными постройками для животных и птицы. В деревне насчитывалось 11 дворов, в которых проживали связанные родством семьи Спеваков.

 Белороевка располагалась в красивейшем месте – с двух сторон небольшого оврага, уходящего в лес. Уже в лесу ежегодно сооружалась плотина, сдерживающая вешние воды. Был и рукотворный пруд, который в жаркие летние дни служил местом для купания. Зимой здешняя детвора по крепкому льду пруда каталась на коньках и самокатах, а с его склонов - на санках и лыжах.

У каждого дома имелся небольшой фруктовый сад, где созревали яблоки, вишня, смородина, крыжовник. Малину местные жители собирали в лесу. За домом по обыкновению простирался большой огород соток в 80, где выращивалось всё необходимое для семейного стола и крестьянского подворья. Для домашней птицы и водопоя скота за деревней было несколько небольших озёр, здесь же вымачивалась кора липы, из которой потом получали мочало.

Крестьяне были источниками налогов. Весь период Великой Отечественной войны вплоть до 1960 года для нужд государства они собирали в лесу лекарственные травы, плоды черёмухи, рябины, боярышника, вязали дубовые и берёзовые веники. Обязательной была сдача желудей на корм скоту, а также сосновых и еловых шишек на семена. Собирали также хмель и табак, который приходилось выращивать на своих огородах.

К обустройству домовладений сельчане относились практично, всё делалось по уму. Чтобы обезопасить сооружения от пожара, бани ставили внизу оврага. Погреба же, наоборот, сооружались наверху. У озёр и оврага, вблизи леса, произрастающие в большом количестве черёмуха, рябина, сирень цвели и благоухали на всю округу, особенно весенней порой наполняли воздух целебными ароматами.

Излюбленным местом для отдыха была большая поляна перед деревней, где  стояли могучие дубы, прекрасные липы и берёзы, клёны и осины. Вечерами молодёжь не только Белороевки, но и близлежащих деревень собиралась здесь – под гармонь, баян, а то и под патефон парни и девушки танцевали, пели песни. Обычно устраивали и свадебные гуляния.

Но самой большой достопримечательностью Белороевки были знаменитые качели. Их ежегодно сооружали на поляне между крепкими дубами. Высота качелей, а это ровные обтёсанные жерди с креплениями из металла, была почти 10 метров. Одновременно с двух сторон на них могли раскачиваться по две пары отдыхающих. Кстати, рядом с качелями устраивался турник, и непременно карусель. Днём здесь резвились дети, к вечеру собиралась молодёжь.

Однако ни в Белороевке, ни в Спасском не было ни одного производственного объекта. В летний сезон люди ещё были чем-то заняты – ухаживали за посевами свёклы, выращивали картофель, во время уборки хлеба работали на зерновом току. С наступлением же зимы всё замирало. К тому же кроме небольшого здания начальной школы в Белороевке не было ни клуба, ни магазина, ближайший медицинский пункт находился в 5 километрах от деревни. За всякой надобностью необходимо было добираться до Талалаевки. Если в летнее время кое-какая дорога к цивилизации ещё была, то весной в распутицу и зимой из-за больших снегов никакого пешего или конного сообщения между деревнями не было. Вдоль лесопосадки, где пролегала грунтовая дорога, сугробы достигали 2-3-метровой высоты, а дома заносило снегом до самых крыш.

После школы молодёжь уезжала учиться дальше, в большинстве своём обратно в деревню возвращаться не спешила. Так через 50 лет своего существования Белороевка исчезла с карты Стерлитамакского района. Но в сердцах её обитателей и уроженцев она остаётся до сих пор. Народ здешний терпеливый и работящий. С пониманием пережил коллективизацию, встал на защиту родины, когда началась Великая Отечественная война. На фронт из 12 мужчин призывного возраста отправились 11 человек, пятеро не вернулись. На полях колхоза в это время трудились их жёны, на руках которых было по 5-7 малолетних детей. В 1946 году 7 жителей Белороевки были награждены медалью «За доблестный труд…», за воспитание детей – медалью «Материнская слава».

Любая деревня, даже уже несуществующая, – это судьбы людей, их жизненные истории. Почти вся молодёжь Белороевки 50-60 годов получила средне-техническое и высшее образование, а затем добросовестно трудилась во многих отраслях народного хозяйства.  Два уроженца деревни дослужились до звания полковника, одному – присвоено звание «Заслуженный нефтяник БАССР». Есть среди белороевцев заслуженные работники образования, сельского хозяйства, а также почётные лесовод, строитель и энергетик.

 Ушедшие деревни, к сожалению, уже не вернуть. Но они живы в памяти людей, и будут жить, пока хоть кто-то помнит о том месте, где родился и вырос. Свою малую родину – деревню Белороевка - вспоминаю с грустью и любовью…

По воспоминаниям Евгения СПЕВАКА

подготовила Л.ПЫЛАЕВА

 

Читайте нас: