Все новости
Культура
30 Октября 2020, 13:57

О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: КОГДА ПРИМЕР СИЛЬНЕЕ ПРОПОВЕДИ

Легендарная актриса и эталон женственности и манер Одри Хепберн утверждала, что воспитанный человек никогда не будет доставлять неудобства окружающим. Грамотное поведение в обществе – то, что отличает культурную личность от той, которая не обладает необходимыми знаниями и привычками в этой области.

Легендарная актриса и эталон женственности и манер Одри Хепберн утверждала, что воспитанный человек никогда не будет доставлять неудобства окружающим. Грамотное поведение в обществе – то, что отличает культурную личность от той, которая не обладает необходимыми знаниями и привычками в этой области.

В аристократических семьях манерам обучали с детства. Со временем нормы этикета перестали быть прерогативой высших сословий. Пусть сегодня большинство правил поведения утратили свою необходимость, на их место пришли новые, актуальные в наши дни. К примеру, необходимо использовать беззвучный режим или вовсе отключать мобильные телефоны на лекции, в театре, в кино, или не стоит фотографироваться тайком там, где это запрещено.

В одном ряду с современными требованиями этикета стоят неизменные, классические нормы поведения, которые, как показывает практика, соблюдаются не всегда. В общественном транспорте молодые люди не уступают места пожилым, встретив на улице знакомого, не приложат элементарных усилий для скромного приветствия, не пропустят в очереди на кассе беременную девушку, бывает и того хуже – ответят грубостью.

Как же формируются нормы поведения, и из чего складывается культура личности человека? Об этом мы побеседовали с педагогом - психологом Центра психолого- педагогического социального сопровождения «Доверие» отдела образования Администрации Стерлитамакского района Еленой Владимировной Панаевой.

– Зависит ли поведение человека в обществе от особенностей его психики? Какие ещё факторы на это влияют?

– Важную роль играют индивидуальные особенности, привитые ещё с детства. Это манера общения, грамотная речь, развитый словарный запас, любознательность, умение презентовать себя, стрессоустойчивость, гибкость мышления, сдержанность, наблюдательность. Большое значение имеет генетическая предрасположенность человека к проявлению тех или иных качеств. Можно наблюдать, к примеру, врождённые правильные манеры поведения. Наследственный фактор важен, но ведущее место отводится семье и той среде, в которой растёт ребёнок.

Опытные специалисты центра психолого-педагогического социального сопровождения «Доверие» отдела образования Администрации Стерлитамакского района готовы оказать вам помощь по следующим направлениям:

– консультации по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
– консультации по социально-правовым вопросам, профориентации;
– психологическое обследование для зональной психолого-медико-педагогической комиссии;
– комплексное психическое обследование для установления и подтверждения инвалидности в ФГУ, медико-социальная экспертиза;
– индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами-психологами.

Вы можете обратиться анонимно или официально по телефону: 31-10-19. Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122.

– С чем связано падение уровня нравственности и культуры среди подрастающего поколения?

– Современные подростки и молодые люди предельно мало читают. В книге можно найти ответ на любой волнующий вопрос, и для каждого она своя. С популяризацией социальных сетей подрастающее поколение стало ориентировано на небольшие, сжатые тексты. Именно поэтому становится меньше людей мыслящих, рассуждающих, сознательных. Вторая причина, по которой происходит падение уровня нравственности, это так называемая «современная суета». Родители зачастую имеют по 2-3 места работы, заняты неотложными делами. Для ребёнка у них не остаётся времени, а, следовательно, не прививаются семейные ценности.

– Какую роль выполняет семья в воспитании культуры человека?

– Семья – главная социальная среда, именно там формируется фундамент личности каждого из нас. Говорят, что в будущем мы живём воспоминаниями о прошлом. Не воспитать ребёнка, а наполнить его эмоциями, впечатлениями, стать для него достойным примером, авторитетом. Бывает такое, что родитель не может обнять своё дитя, проявить ласку и тепло. Это становится причиной низкого эмоционального интеллекта. Важно развить в ребёнке уверенность в собственном «я», принятие себя. Только находясь в благоприятной семейной среде, имея интересные увлечения, он научится понимать, что для него действительно нужно. Тогда он не станет искать сомнительных «радостей», таких как курение, употребление спиртного, ведь поддержку, необходимую ему на важных жизненных этапах, окажет именно семья. Пообщавшись с любым школьником, можно сразу понять, какая атмосфера царит у него дома. Есть ли взаимопонимание, доверие, любовь. Ребёнок – это всегда отражение родителей. Только собственным примером можно воспитать в ещё маленьком человеке культуру поведения, привить жизненные ценности.

– Какое влияние может оказать школа на воспитание культуры в подрастающем поколении?

– Взаимодействие школы с родителями – ключевой фактор воспитания детей. Многие ошибочно считают, что если они отдали ребёнка в школу, то там его должны и научить, и воспитать. Это не так. Школа, прежде всего, даёт знания. Но именно там, помимо учителей - предметников, работают психологи, которые знают все возрастные особенности детей, социальные педагоги ориентируются на законодательство. Также можно воспользоваться помощью медиаторов, тьюторов, которые подскажут верное решение конфликтной ситуации. В любом случае, важен тесный контакт, сотрудничество школы и семьи.

– Как грамотно решить конфликтную ситуацию в детском коллективе и в общении ребёнка с взрослыми, чтобы не повлиять негативно на социальную культуру его будущего?

– Необходимо выслушать обе стороны. Родитель должен вести себя мудро, не давать эмоциям возможности одержать власть над мыслями. Нужно успокоиться, успокоить ребёнка и поговорить, дать детям общее поручение, которое поможет им сблизиться. Важно показать, что любой негативный опыт может стать достойным уроком. Ситуацию нельзя оставлять нерассмотренной, обязательно проанализировать действия и результаты. Здесь может помочь классный руководитель. В конфликте ребёнка и взрослого человека – соседа, родственника, приятеля, – важно именно пережить все эмоции. Дети не обладают большим жизненным опытом и мудростью. Хорошо, когда старшие понимают это, обращают внимание на возрастные психические особенности.

– Можно ли повлиять на поведение взрослого человека, который не отличается высоким уровнем культуры и нравственности?

– Не нужно осуждать таких людей, указывать на их недостатки в резкой форме. Это может повлечь отторжение и проявление бестактности и грубости. Только правильный авторитет рядом способен изменить особенности поведения взрослого человека.

Надежда СТУКАЛОВА

Советы родителям, способствующие воспитанию полноценной культурной личности ребёнка

* Важно не количество проведённых часов вместе с детьми, а их качество. Наполните жизнь эмоциями.

* Не компенсируйте внимание и общение игрушками и карманными деньгами.

* Играйте с ребёнком. Это развивает когнитивные процессы, мышление, соревновательный дух, правильную реакцию на смену ситуации и неудачу, сближает детей и родителей. Игра учит жить.

* Не воспитывайте ребёнка, а наполняйте его. Если он говорит «скучно», «надоело», «не хочу», знайте: его нужно снова зажечь.

* Не живите ребёнком. Будьте полноценной личностью,– с увлечениями, хорошими привычками, любимым делом, в котором находите реализацию. Дети не должны искать авторитет извне. Вы их идеал для подражания. Помните об этом.

* Научите ребёнка уважать абсолютно каждого человека, будь это нищий или президент. Никто не знает, какой путь он прошёл. Порядочное, вежливое отношение к окружающим можно привить только собственным примером.

* Соблюдайте нормы общения при анализе ситуации в присутствии ребёнка. Не конфликтуйте, не осуждайте других. Детям не всегда под силу понять разговор взрослых.

* Познайте самого себя, свои потребности. Возьмите бумагу и ручку и ответьте на вопросы: кто я? чего я хочу? Научите этому и ребёнка. Никогда не отвечайте на его желание стать кем-то словами «да куда тебе?». Поддерживайте любую инициативу. Счастливый человек, который нашёл себя в жизни, сможет передать лучшие свои качества детям, воспитать их нравственными и культурными.

* Задумайтесь о своей жизни, о том, что видят дети, ведь их поведение – отражение вашего. Не шагайте впереди, не подталкивайте, а идите с ребёнком рядом.

Читайте нас: