Любителям театра в этом году посчастливилось увидеть несколько новых творческих работ. В конце ноября 2018 года в Башкирском драматическом театре Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения прошла грандиозная премьера спектакля «Беглый» по одноимённому роману Спартака Ильясова. Почему именно этот роман лёг в основу пьесы?
– Остановились на «Беглом», потому что очень зацепил меня и художественного руководителя, – признался в интервью режиссёр-постановщик Айрат Абушахманов. – Единственно, трудно было решить, как литературное произведение поставить, перенести на язык сцены. Это не пьеса, это поток мыслей и воспоминаний одного человека, всего, что у него в голове происходит.
Главного героя спектакля – Биктимира Юмагулова – сыграл Ильнур Аджитаров (это его дебют). Кстати, он уроженец села, откуда родом сам писатель. Зрители по достоинству оценили актёрскую игру Ильнура. На высокопрофессиональном уровне выступила вся постановочная группа. Над спектаклем работали: заслуженный деятель искусств РБ А.Абушахманов, композитор И.Яхин, балетмейстер А.Дорн, молодой художник-постановщик из Москвы Г.Скоморохов.
С первых минут постановка захватывает целиком, сразу чувствуешь: ждёт нечто необычное, непривычное. Эти доски, разбросанные в проходах, подмостки с двух сторон зала, а потом бегущий по залу «снежный человек» в одеянии из шкуры зверя, с ружьём в руке, символизировали глубокий замысел режиссёра.
«Беглый» – роман-драма, основанный на реальных событиях. Историю о беглом человеке, живущем в лесах близ горы Иремель, Спартак Ильясов услышал ещё в молодые годы от местного лесника. Позже произошла встреча с самим героем, и тогда «беглый» поделился с писателем своими воспоминаниями о войне, о любви к гагаузской девушке, прежде взяв с него обещание, что всё услышанное останется в тайне, пока рассказчик будет жив. Писатель сдержал обещание.
В течение двух часов перед зрителем проносятся драматические картинки: предвоенная глухая башкирская деревня, товарный вагон-теплушка, снова дом, только теперь гагаузского крестьянина. Оттуда – на поля сражений, в лагерь для советских военнопленных (ГУЛАГ), побег из тюрьмы, опустевший родной дом, кладбище, где похоронены мать и сестра. Всё это переживает боец Красной армии, героически встретивший врага в приграничных боях и не по своей воле оказавшийся в плену.
На родной земле он становится чужим. Соседи не приняли его, побоялись за свою жизнь: если обнаружат беглого, то арестуют всех помогавших ему членов семьи. Единственное, что они сделали, – дали винтовку с патронами и указали место – глухая тайга.
«Беглый» вот уже который месяц проходит с аншлагом. Скажу про себя: сюжет долго не отпускал меня. Спектакль напомнил трагическую судьбу моего родного дяди, командира партизанского отряда.
В результате многодневных тяжёлых боёв в белорусских лесах, хороня погибших товарищей, партизаны всё же смогли прорваться к своим. Но ошибочная весть о якобы их гибели или пленении дошла до родной деревни. И когда дядя вернулся после войны живой и невредимый, жена и односельчане не приняли его, считая трусом и предателем. Нет ничего страшнее, наверное, на свете, чем быть отвергнутым. Он вынужден был покинуть родные края, оставив сына, и в казахских степях начать новую жизнь. Вскоре была написана документальная книга, которая называлась «825-й идёт через лес», где упоминается героический поступок моего дяди Галимзяна. Он безумно скучал по родным. В конце своей жизни он всё же встретился с нами, познакомил со своей второй семьёй. Свой среди чужих, чужой среди своих...
Режиссёр-постановщик смог показать нам сильный человеческий характер, новый тип героя. Даже находясь многие годы в диком лесу, среди зверей, где на каждом шагу подстерегает опасность, Биктимир сохранил человеческое достоинство. «Меня прозвали в народе «беглым», –бросает он упрёк самой судьбе. – Но я не беглый. Я – свободный».
Но какой ценой далась ему свобода – ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев спектакль или прочитав замечательный роман.