Сельские нивы
+13 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
1 Марта 2019, 16:06

О ГЕРОЯХ МУСТАЯ КАРИМА –ЯЗЫКОМ ПЛАСТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Мустая Карима – замечательного мастера слова, поэта, прозаика, публициста, драматурга, крупнейшего деятеля национальной культуры и общественной жизни Башкортостана.


Этому большому юбилею Мастера в республике посвящается много разных мероприятий: книжные выставки, читательские конференции, олимпиады по его творчеству. Как сообщают информационные порталы, в республике планируют провести Международный театральный фестиваль. По произведениям писателя поставят новые спектакли. Также в честь памятной даты в Литературном институте имени Максима Горького ведётся работа по организации перевода произведений с башкирского языка. Завершением празднования станут большие концерты в Уфе и на малой родине поэта – в деревне Кляшево Чишминского района.


Ностальгия по классике


Не остался в стороне и Стерлитамакский государственный русский драматический театр. На его сцене режиссёром Эдуардом Шаховым осуществлена постановка спектакля по мотивам прозы Мустая Карима «Детство. Страницы».


Когда я увидела афишу спектакля, то загорелась желанием посмотреть его. Ведь это не первое воплощение на театральных сценах страны и в кино одного из самых известных прозаических произведений Мустая Карима «Долгое-долгое детство». Одной из самых ярких театральных постановок этой гениальной повести стал спектакль «И судьба – не судьба», инсценировку которой написал и поставил на сцене Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури главный режиссёр, художественный руководитель Рифкат Исрафилов. Премьера состоялась в 1979 году


В 1988 году главный театр республики приехал в Стерлитамак на гастроли. Это событие стало грандиозным творческим праздником для жителей Стерлитамака и близлежащих городов и районов. Все дни, когда во Дворце культуры царила Мельпомена, зрительный зал был полон.


Среди гастрольных спектаклей, которые все без преувеличения являются подлинными бриллиантами театрального искусства, сверкала жемчужина – спектакль «И судьба – не судьба». На сцене блистали Гюлли Мубаяркова (она играла роль Старшей матери), Нурия Ирсаева (Асхат, друг главного героя Пупка), Олег Ханов (Пупок), Загир Вахитов (Поэт), Тансулпан Бабичева (Акйондоз) и другие. Все актёры играли великолепно. Они сумели пронзительно-тонко передать чувства, настроения своих героев. Правильнее будет сказать, прожить их жизни.


После окончания спектакля я взяла интервью у Нурии Ирсаевой. Конечно, мы говорили о сыгранной ею роли Асхата.
Автор повести с большой любовью пишет об этом герое. Он говорит, что Асхат – по натуре поэт, и человек, который сыграл большую роль в формировании будущего поэта Мустая Карима. Для этой роли нужен был тонкий, лирический актёр. Все роли были распределены, а исполнителя одного из ключевых образов Исрафилов никак не мог найти. Решение пришло, как часто бывает, неожиданно. Такого актёра, вернее актрису, режиссёр увидел в Нурие Ирсаевой. А ведь по его первоначальному замыслу она должна была играть роль Акйондоз.
Роль Асхата стала одной из лучших ролей Ирсаевой. За её мастерское воплощение на сцене она была удостоена республиканской премии имени Салавата Юлаева.


Вот такие ностальгические воспоминания о замечательном спектакле «И судьба – не судьба» по повести Мустая Карима навеяла мне театральная афиша Стерлитамакского драматического театра.


Ученик превзошёл учителя?


И захотелось оживить эти яркие впечатления тридцатилетней давности. Однако театралы предупредили, что постановку режиссёра Эдуарда Шахова нельзя сопоставлять со спектаклем, созданным Рифкатом Исрафиловым, хотя основой спектакля «Детство. Страницы» стал текст повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство». Эдуард Шахов создал теат-ральное произведение малой формы в одном действии. Но не это главное его отличие от постановки Башакадемтеатра. История о настоящей дружбе, поисках счастья и своего места в жизни в историческом срезе 20-х годов прошлого века Эдуардом Шаховым рассказана языком пластики и танца. Поэтому трактовка известного произведения – непривычная, смелая, полемичная. Звучит интригующе.


Что интересно, Эдуард Шахов – ученик народного артиста России, лауреата Государственной премии России, профессора Р.В.Исрафилова! Сегодня он – один из востребованных режиссёров, член Гильдии режиссёров России, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска». В творческом багаже Шахова более 30 спектаклей, которые он поставил в театрах Оренбурга, Салавата, Березников, Казани, Альметьевска и других городов России. Известен своими смелыми трактовками пьес зарубежных и российских классиков.


И вот теперь спектакль малой формы «Детство. Страницы». Почему режиссёр отказался от классической трактовки повести и выбрал язык пластики и танца? Впрочем, многие классические прозаические произведения приобрели новое звучание в других жанрах: в оперных и балетных постановках. Например, по мотивам всемирно известного романа Пушкина «Евгений Онегин» на музыку композитора Чайковского созданы оперные и балетные спектакли. Однако в них соблюдены чистота жанров: в опере – поют, в балете – танцуют. А Эдуард Шахов поставил «Детство. Страницы» как пластический спектакль в драматическом театре, что непривычно для зрителя. И вообще, можно ли поставить Мустая Карима через движение и смелую хореографию?


В одном из интервью режиссёр о своей необычной трактовке произведения говорит так: «На основе текста повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» мы делаем историю, которая будет кардинально отличаться от прежних постановок. Раньше Мустая Карима ставили как ностальгические, романтические композиции. А я хочу сделать публицистический спектакль, думаю, будет необычно и интересно. Это наша история, тяжёлые 20-е годы прошлого века. Сейчас такой спектакль нужно ставить так, чтобы он был интересен и современен, чтобы в нём был нерв сегодняшнего дня.


Пластика помогает сделать образ, мир спектакля более объёмным, привнести в него полифонию различных тем и сделать его многогранным, создать множество дополнительных образов. В этом спектакле пластика не иллюстративна, как в традиционных спектаклях. Зритель должен думать: а зачем они это делают? Искусство вообще не должно быть сразу понятным. Оно должно проникать в нас эмоционально, интеллектуально и вызывать энергию. Мы не должны забывать историю своего народа, о том, что ему пришлось пережить. Спектакль будет об этом».


Вообще-то, идея пластического спектакля не нова. Историки театра говорят, что в XX веке пластика занимает особое место в постановках драматических театров. При этом они называют имя великого Станиславского, который в своих театральных постановках уделял большое значение сценической выразительности человеческому телу, к жесту, позе, походке актёра. Ученик К.С.Станиславского Е.Б.Вахтангов создание сценических образов сочетал с графической чёткостью пластического рисунка. Идеалом ещё одного великого режиссёра прошлого века Всеволода Мейерхольда была свободная пластика итальянской комедии масок, пластика балаганного актёра, взращённого цирковой пантомимой.


И сегодня режиссёры-постановщики всё чаще уделяют внимание пластическому решению спектакля. Об этом свидетельствуют постановки таких режиссёров, как В. Пази, С. Спивака, Р. Виктюка и других.


«Всегда жить на миру»


Этот список продолжает талантливый режиссёр Эдуард Шахов. Для Стерлитамакского русского драматического театра поставленный им пластический спектакль «Детство. Страницы» – новинка. Новым было и то, что на сцене русского театра звучала башкирская речь. Спектакль получился необычным, интересным. Этому способствовала, безусловно, прекрасная игра актёров. Особенно впечатлила игра Гилюса Мингазова в роли главного героя Пупка. Чем-то он напомнил первого исполнителя этой роли Олега Ханова в легендарном спектакле Башакадемтеатра «И судьба – не судьба».


Передать дух того времени помогло также талантливое художественное оформление спектакля, выполненное самим режиссёром-постановщиком. Эдуард Шахов выступил и автором инсценировки повести Мустая Карима.
Пластический спектакль нельзя представить без музыки. Хореографу Алине Мустаевой удалось найти интересное музыкальное и пластическое решение спектакля.


Только одно не столько замечание, сколько предложение. Не все зрители читали произведение, по мотивам которого поставлен спектакль. Поэтому желательно, как на балетных и оперных спектаклях, в программке написать краткое содержание: зритель должен быть подготовлен к восприятию необычного действа.


А в целом всё гармонично срослось. Родился спектакль. Он, конечно, полемичный. Но как произведение театрального искусства он имеет право быть.


Главное, в год юбилея великого нашего современника Мустая Карима труппа Стерлитамакского русского драматического театра вместе с режиссёром Эдуардом Шаховым подарила поклонникам творчества великого Мастера возможность погрузиться в интересный мир героев его легендарного произведения.


Мустай Карим говорил: «Моё основное моральное кредо таково: всегда жить на миру». И в этот юбилейный для него год он всегда будет с нами, всегда на миру. В том числе благодаря этому спектаклю – тоже.


Читайте нас: