Сельские нивы
+4 °С
Дождь
АНТИТЕРРОР
Все новости

Ш.Н.Минибаев в воспоминаниях правнука

В 2003 году ушёл из жизни мой прадедушка Шагимардан Нурмухаметович Минибаев. Я очень жалею, что не успел расспросить его о многом, но то, что услышал, надолго останется в моей памяти. На фронте он немало пережил, ещё больше видел человеческого горя и страданий, поэтому так любил и ценил жизнь, всегда по-доброму говорил и относился к людям.

Прадедушка Шагимардан без устали работал, он считал, что труд каждого человека приносит пользу, позволяет быть здоровым и бодрым.

Мой прадед (зур картэти) Шагимардан Нурмухаметович Минибаев родился 16 июня 1903 года в деревне Буриказганово в семье, где было 7 детей. После окончания четырёх классов он начал помогать родителям, работал пастухом в соседней деревне Рязановка. Повзрослев, трудился в торговом кооперативе, был директором маслозавода, при этом всегда стремился к знаниям. Записался на курсы при Кушнаренковском техникуме сельского хозяйства, окончив их, устроился агрономом в Михайловскую МТС.

Мирные планы советского народа прервала Великая Отечественная война. В октябре 1941 года прадедушку Шагимардана родные проводили на фронт, дома остались жена и пятеро детей. Младшему Азату в тот момент было всего 4 месяца.

В первый раз на передовую прадед попал под Москвой. Вместе с товарищами по оружию он защищал от врага главный город страны. Благодаря героизму и бесстрашию наших солдат и командиров столицу отстояли. С этого времени началось настоящее наступление советских войск по Ржевскому направлению. За подвиги бойцов дивизии было присвоено звание Гвардейской.

Мой зур картэти рассказывал позже, что был тогда в должности младшего политрука, а во время войны именно политрук обладал единственной привилегией первым бросаться в атаку и своим личным примером поднимать в бой всё подразделение. Кроме того, в его обязанности входили индивидуальные беседы с личным составом для поднятия духа бойцов.

На войне как на войне, победы часто сменяются поражениями. Под Ржевом дивизия попала в окружение, а так как она быстрыми темпами продвигалась вперёд, все боеприпасы и продовольственный обоз далеко отстали. От взорвавшегося очередного вражеского снаряда прадеда контузило, он потерял сознание, а когда очнулся, оказалось, что всех бойцов немцы взяли в плен.

Со слезами на глазах прадед Шагимардан вспоминал, что тогда сослуживцы переодели его в форму рядового солдата, чтобы не выдать фашистам своего политрука, ведь немцы в плен их не брали, а расстреливали на месте. Так боевые товарищи спасли жизнь моего прадеда Шагимардана.

Больно и страшно вспоминать время, проведённое в плену. Что только ни пережили наши солдаты, каким мучениям и унижениям ни подвергались! Но мой зур картэти часто говорил, что ему всегда везло на хороших людей. Вспоминал он такой случай: «Немцы как-то накрыли столы, тут и белый хлеб, колбаса, сало. Пахло так аппетитно, что некоторые пленники даже падали в обморок. Немцы собрали всех наших и стали спрашивать, есть ли среди нас политруки и комиссары. Если кто-то укажет на них, то получит всё, что есть на столах. Несмотря на огромный соблазн голодные, измождённые советские солдаты всё же политрука не выдали».

В июле 1942 года, когда пленные находились на территории Германии, прадеду удалось бежать. Смельчак даже прихватил с собой немецкий автомат.

Долго он пробирался к своим, оставив позади Германию, Польшу. Голодал, питался тем, что находил в лесу, и совсем обессилев, потерял сознание. Когда очнулся, понял, что находится в землянке у белорусских партизан.

И снова Шагимардан благодарил судьбу за то, что на его пути встречаются хорошие люди. Партизаны выходили его, лечили козьим молоком, полезными травами. Его определили в диверсионную группу, которая занималась подрывом железнодорожных путей и мостов. После гибели командира этой группы зур
картэти возглавил её.

За успешное выполнение заданий все члены группы были представлены к ордену Красного Знамени, но награду получить они не успели.

Когда регулярные войска освободили Белоруссию, зур картэти со стороны особого отдела не подвергался преследованию, его допрашивали всего два раза. Он был восстановлен в партии, получил звание старшего сержанта и был назначен на должность заместителя командира взвода 415-й стрелковой дивизии, руководил взводом, так как не хватало офицеров. После гибели командира возглавил роту.

Воевал он мужественно, даже отчаянно, и в одном из боёв был тяжело ранен. Благодаря молоденькой медсестре, которая буквально вытащила его с поля боя, и хирургам, сделавшим успешную операцию в области сердца в нелёгких полевых условиях, он остался жив.

После годового лечения в госпитале Ташкента (с августа 1944 по июль 1945 года) прадед вновь вернулся в строй, был командиром отделения 489-го отдельного батальона войск НКВД Челябинской области, только после этого вернулся домой.

В мирное время он долго работал на Михайловской МТС, был агрономом колхоза «Игенчеляр» (позже колхоз «Искра»). Когда вышел на заслуженный отдых, не сидел сложа руки, согласился возглавить ревизионную комиссию колхоза. Вместе с моей зур няняй воспитал семерых детей, трое из которых награждены орденами, а мой дедушка (картэти) Фарат Шагимарданович получил звания заслуженного учителя Российской Федерации и Республики Башкортостан. Талгат-абый награждён орденом Отечественной войны II степени, Аскат-абый и Азат – орденами «Знак Почёта». Ульфат стал почётным нефтяником Российской Федерации.

Мой зур картэти Шагимардан Нурмухаметович Минибаев прожил достойную жизнь. Во время войны был бесстрашным, мужественным воином, а в мирное время честно и добросовестно трудился на благо своей малой родины. Он умер, когда ему было ровно 100 лет и 1 месяц. Память о героическом поколении того времени навсегда в наших сердцах.

P.S. В материале использованы документы моего прадеда - военный билет, архивные справки, учётная карточка члена КПСС, удостоверения к наградам и другие, а также документы дедушки Фарата Шагимардановича - дипломы, благодарственные письма, удостоверения, почётные грамоты.

А.МИНИБАЕВ,

 правнук

Читайте нас: