Много было славных сынов Стерлитамакского района, которые защищали нашу землю от фашистских захватчиков. Внесли свою лепту в общее дело и рязановцы. Один из них - Павел Арсентьевич Касьянов.
Он родился 2 января 1917 года в крестьянской семье Арсентия Ермолаевича и Елизаветы Федотовны Касьяновых. Рос в трудные годы становления советской власти, не чурался никакого труда, стремился к знаниям. Поступил в военное училище, готовился стать танкистом. Тут грянула Великая Отечественная.
Павел начал воевать в звании лейтенанта и в должности командира легендарного Т-34 в составе 3-го Гвардейского механизированного корпуса, когда с боями погнали фашистов на запад. Этот корпус прошёл славный путь от Сталинграда до Восточной Пруссии. Наш земляк воевал хорошо, а иного и не могло быть у офицера-танкиста: у него и хорошая подготовка, и ответственность перед страной, и желание освободить родную землю от захватчиков. Танки ведь ударная сила армии. Поэтому воевали танкисты не щадя себя. Много врагов уничтожили, много городов взяли. Трижды наградили Павла Касьянова орденом Красной Звезды, получил он и орден Отечественной войны II степени, и медаль «За боевые заслуги».
Много воевал, много чего повидал славный рязановец. Как все истинные фронтовики был строг и немногословен. Был ранен в боях за Родину. Поправился и вновь вперёд, на запад! Самый большой свой подвиг Павел Арсентьевич совершил при форсировании Днепра.
Давайте попробуем представить осенние дни 1943 года. Фашисты разбиты на Курской дуге и откатываются к Днепру – широкой полноводной реке с крутым правым берегом. Откатываются с боями, нанося короткие жёсткие удары. Враг пока ещё силён. Но советские войска уже совершили коренной перелом в Великой Отечественной. А вот и берег Днепра. Сходу, прямо за врагом, наши ребята кинулись форсировать реку. Фашисты были отнюдь не дураки и заранее готовили оборону: колючая проволока, доты, дзоты. Подтянули резервы, в том числе и танки. Собрали в кулак авиацию. Гитлер называл укрепления немецких войск на Днепре «восточным валом», границей рейха. Всё могли решить лишь быстрота, инициатива, дерзость.
И вошли наши ребята в холодную днепровскую воду: кто на лодке, кто на плоту, кто на бочке. Взлетали осветительные ракеты, били очередями трассеров немецкие пулемёты. На берегу – мины. Вода кишит от осколков и пуль, встают белые фонтаны от снарядов и бомб. Река грязнится и кровенеет. Мокрые бойцы сразу лезут на высоты, на них бросается враг. Взрывы гранат, рукопашные схватки, крики, стоны. Наши рвутся вперёд. Враг пытается сбросить их в воду. Представить то, что происходило, можно по фильмам «Освобождение» и «Батальоны просят огня». Некоторые плацдармы гитлеровцы смогли ликвидировать. Даже Киев пришлось брать с отвлекающего плацдарма и на него перебрасывать танковую армию. Неслучайно звание Героя Советского Союза больше всего давали за подвиг в битве за Днепр.
Ночью переправились, закрепились. Днём враг наседает. Вода под огнём. Держись до следующей ночи. Что нагрузил в вещмешки, тем и будешь биться, если не утонуло при переправе. Да ещё, может, с немцев убитых удастся стянуть боекомплект и оружие. Но вот смогли перебросить на плацдарм миномёт, так что живём, ребята! Кроем фашистов огоньком! И очень, очень нужны танки. А как их перебросить, когда река превратилась в ад. Перед строем было сказано: «Командиры первых пяти танков, что форсируют Днепр, станут Героями Советского Союза!». Но в тот момент не о звёздочках думалось, а о том, что «тигры» и «пантеры» утюжат наших пацанов на западном днепровском берегу.
Доктор исторических наук А.М.Самсонов в своей книге «От Волги до Балтики. Очерк истории 3-го Гвардейского механизированного корпуса: 1942-1945» пишет о подвиге нашего земляка: «Пользуясь темнотой, в ночь на 1 октября шесть танков под командованием гвардии капитана Данилова подошли к переправе. Гитлеровцы вели сильный огонь. Первым взошёл на паром танк гвардии младшего лейтенанта Н.М.Костылёва. Паром плавно отчалил и благополучно доставил танк на противоположный берег. Вслед за ним был переправлен танк гвардии лейтенанта П.А.Касьянова, а затем и все остальные. Сходя с парома, танки по ложбине поднимались кверху. Наутро танкисты включились в бои за плацдарм».
Тут дело не только в переправе через широкую реку под прицельным огнём, а в том, что было потом. Ведь не к тёще на блины шли наши танкисты. Что загрузил (снаряды, патроны, соляр), тем и воюй. Не скоро придёт помощь. Знай береги машину и старайся побольше фашистов сжечь, на гусеницы намотать. Жёсткие шли бои за плацдарм. Цеплялся враг. Но умели биться наши солдаты, отстояли липкий от крови, изрытый снарядами берег. Даже расширили плацдарм. Шла помощь. Наладили связь с командованием. Появились и санитары, и кухни, и подмога. А то приходилось вражьи консервы с галетами трофейными жевать, да трофейные же автоматы и карабины применять.
Взяли Киев. Отбили отчаянные попытки гитлеровцев перехватить инициативу под Житомиром. Потом освобождали Украину, Белоруссию, Польшу. А о присвоении танкистам «Героев» как-то и забыли. Перед строем объявили и, как часто бывает у нас в России, забыли!
Врага давили, утюжили и дошли до Балтики, холодного синего моря. Кёнигсберг наш! Отдохнули в землянках, привели в порядок матчасть.
А потом стали готовиться к войне с Японией. Лучшие части РККА были в секретном порядке переброшены и сосредоточены на Дальнем Востоке. Верный союзническому долгу, Советский Союз разбил Квантунскую армию, освободил Китай, Корею, наши Курилы. И заслуга танкистов, в том числе и Павла Касьянова, в этом деле тоже немалая.
В армии П.А.Касьянов служил до 1956 года. Демобилизовался в звании гвардии майора. Вернулся на родину. Жил в Стерлитамаке, работал в строительной организации. Умер в 1982 году. С честью прожил жизнь, оставил светлый след на земле.
К.КАСЬЯНОВ