Родилась она и выросла, всю жизнь провела в деревне Рязановка. Детство помнит смутно, ведь когда началась Великая Отечественная война, а через год отца призвали на фронт, ей было 7 лет всего. По рассказам старших сестёр, Ольга знает, что их отец, Илья Калистратович Анохин, воевал недолго – погиб в одном из страшных, кровопролитных боёв подо Ржевом. Тогда многие мужчины, мобилизованные из Рязановки, попали в эту кровавую мясорубку, где и сложили голову.
Получив похоронку на мужа с горькими словами «пропал без вести» мама, оставшаяся с пятью дочерями на руках, всё время плакала, а вскоре и сама ушла в мир иной, простудившись сильно на колхозной работе…
Судьбы детей войны, каких тысячи и тысячи, никому не пожелаешь. Никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Многие тогда потеряли своих пап, а иногда, как сёстры Анохины, и мам, других близких людей. Но надо было жить, преодолевая боль, превозмогая лишения и невзгоды.
– Как же вы смогли – без родительского тепла и поддержки, когда кругом одни страдания и лишения…
– Да как-то жили, – отвечает, будто удивляясь такому наивному вопросу.
Сейчас нам трудно такое даже представить, а они смогли, у них получилось. Потому что надо было выстоять и жить дальше. Старшая сестра нашей сегодняшней юбилярши Мария 1922 года рождения день и ночь трудилась в поле. Дома тоже вся мужская работа была на ней – она косила, возила, рубила, грузила… Анастасия моложе Марии на два года – вместе с другими девчатами из колхоза её отправили на строительство завода «Авангард», на «площадку», как тогда говорили, а Веру 1926 года рождения увезли далеко – на восстановление Ленинграда. Только младшие, Клавдия 1932 года рождения и Ольга, оставались дома, они учились в школе и как могли помогали старшим. «За счёт сестёр и выжили, - говорит Ольга Ильинична, - они и потом помогали, когда у меня уже свои дети были, самим-то не пришлось им семьи создать. Какие были у них женихи, тех убили на фронте, а молодые ребята больше с молодыми гуляли. Вот что война сделала…»
Подрастая, дети впрягались в колхозную работу: после войны жизнь налаживалась, но не так быстро, как хотелось бы. Мужчины с фронта вернулись не все, да и из тех, кто пришёл, многие остались инвалидами. Окончив 9 классов, Ольга Анохина тоже стала работать – сначала её назначили секретарём в сельсовете, некоторое время поработала на «Авангарде» в городе, а потом председатель колхоза позвал девушку на должность бригадира. «Основная моя обязанность заключалась в том, чтобы каждое утро собирать народ на работу, – улыбается пожилая женщина, – а вечером отмечать, кто вышел, а кто нет. От этих сведений зависело, сколько «палочек» колхознику в правлении насчитают. Денег не платили, все работали за трудодни, только через несколько лет стали давать понемногу зерна».
Сёстры Анохины жили вместе в одной избе. Держали корову, поросят, сажали картошку. А когда Ольге пришло время выходить замуж, сыграли ей свадьбу. Жених был красивым и весёлым парнем, прекрасно играл на гармошке, а звали его Александр Анохин – так что фамилию в документах невесте менять не пришлось. Вместе супруги прожили почти 50 лет, вырастили трёх прекрасных дочерей – внимательных, уважительных и таких же работящих, как они сами.
Он был трактористом, а она перешла на ферму и 38 лет отработала дояркой, да ещё какой – передовой! Ольга Анохина - победитель соцсоревнования ряда лет, она лучшая по профессии не только на своей ферме, но и в районе и даже в республике. Об этом говорят награды –
за добросовестное отношение к сельскохозяйственному производству и высокие надои в 1977 году Анохина награждена Почётной грамотой Президиума ВС БАССР, а в 1978 году ей вручён орден Трудовой Славы III степени.
Как это удавалось хрупкой сельской женщине, у которой и дома хозяйство было немалое, и дети подрастали, – она и сама теперь удивляется. Ведь труд доярки в те годы был не из лёгких – рабочий день начинался с пяти утра, а заканчивался глубоким вечером. Коров в группе больше десятка, а доить надо три раза в день. Женщины сами выхаживали новорождённых телят, раздавали бурёнкам корма, чистили стойла, мыли от молока вёдра и бидоны, стирали марлю, через которую цедили молоко, – и всё вот этими руками.
– Работала всегда, не ленилась, потому, наверное, бог столько лет мне отмерил, – то ли шутит, то ли всерьёз размышляет наша героиня. – Я бы и теперь трудилась, да здоровье уже не то. Спасибо дочери со мной рядом, да внуки-правнуки не забывают, радуют своими успехами.
– Мамочка наша замечательная, – вторят юбилярше дочери Лидия, Наталья и Татьяна, – на работе была – огонь: как мы гордились, когда на собрании в клубе ей торжественно вручали орден! Для нас она добрая и ласковая мама, пример во всём – что шить, что вязать, приготовить вкусно – всё у неё ловко получалось. Никогда без дела не сидит, под 90 уже было, а она всё во двор старается выйти, помочь по хозяйству. Бойцам на СВО тёплые носки связала – не может оставаться в стороне, когда кому-то нужна поддержка.
Тема войны трогает Ольгу Ильиничну до глубины души. Нет, не за своё сгоревшее детство волнуется, переживает за тех ребят, по сути, внуков своих, кто сегодня встал на защиту нашей Отчизны. Когда говорит об этом или смотрит новости по телевизору, на глаза её наворачиваются слёзы. Потом обычно добавляет: «Страшные годы Великой Отечественной были, так хочется, чтобы все сейчас жили мирно и счастливо и чтобы подобное никогда не повторилось».
Л.ПЫЛАЕВА
Фото автора