– Бабушка, бабушка, с днём рождения! Мы тебе подарок принесли! – заверещали вбежавшие в дом ребятишки и бросились обнимать дорогого человека. В раскрытой ладошке самого шустрого из них несколько купюр – эти деньги, вырученные на школьной ярмарке, правнуки и решили подарить имениннице. А она заплакала.
Наверное, от счастья, ведь как бы тяжело ни складывалась жизнь этой женщины, на старости лет она не одинока, а внуки и правнуки – её особая радость. Она, бывает, рассказывает им, как была маленькой, как отчаянно страна билась с немцами и какое это страшное слово «война» …
Пережившая военное лихолетье, Вера Николаевна теперь хорошо понимает, как важно, чтобы беззаботная пора детства была у каждого человека на земле. Нельзя, чтобы детишки наравне с взрослыми трудились на тяжёлой работе, недоедали, недосыпали и всё время ждали, когда же кончится война.
Она родилась в селе Новое Барятино, родной земле всю жизнь свою посвятила. У родителей четверо детей было – сын и три дочери, Вера самая младшая из них. Жить бы девчушке в неге да ласке, но нет, началась Великая Отечественная, ей к тому времени шестой год пошёл. Отец Николай Терентьевич Андреев 1902 года рождения был призван на фронт, воевал. Бог его сберёг – вернулся с победой домой. А без него, конечно, тяжко семье было. Мама Анастасия работала с утра до ночи в колхозе, старший брат и сёстры тоже с ней. Всё, что выращивали, отправлялось на фронт, сами голодали. Стакан муки за трудовой день положен был колхознику, и всё. Остальное пропитание добывали как могли.
– Ох как трудно было, – вздыхает Вера Николаевна, – крапиву, конёвник ели, мёрзлую картошку по весне выкапывали. Мамака сварит похлёбку с травой, мукой её подобьёт – едим, только шум стоит, вкусно тогда казалось. Потом она в город подалась, как-то получилось устроиться в прачечную. Там получше с продовольствием было, приносила еду домой. Так и вытянула нас, иначе не выжили бы…
В школе Вера четыре класса сумела закончить. На каникулах девочек посылали на конный двор, учили с лошадьми управляться – запрягать, распрягать, а мальчиков без подготовки сразу отправляли в поле помогать. В 15 лет девушка, как все её сверстники, уже вполне самостоятельной колхозницей была. Работала везде, куда пошлют, но особенно ударно трудилась, как сейчас выражается, «на сдаче хлеба государству». Все тогда, от мала до велика выходили в поле и на зерноток, а как радовались, когда план колхозу удавалось выполнить, а ещё пуще – перевыполнить…
Замуж вышла рано, в 17 лет. В мужья выбрала такого же трудолюбивого, как сама, сельского парня. Пётр Кириллович его звали. Сиротой рос, бабушка его воспитывала. Чуть повзрослел, пошёл работать. Всю жизнь в колхозе трактористом был, а она большую часть своей трудовой биографии трудилась на ферме дояркой. Так и жили: работали ударно, вели немалое домашнее хозяйство, дом в Асаво-Зубово купили (корову отдали за него и двенадцать баранов). Тут выросли все их дети – бог дал им восьмерых. Лет пятнадцать назад мужа не стало, вместе они прожили ни много ни мало – 58 лет. Она и сейчас проживает в этом доме, частые гости у неё любимые правнуки.
– Сейчас из детей трое осталось, – сокрушается бабушка, – две дочери, которые рядом живут, да сын. Вот он-то моя боль и печаль – ушёл на СВО, сказал, защищать будет нас, да вот уже несколько месяцев нет от него никаких вестей…
Каждый день молит женщина бога, чтобы нашёлся сынок и вернулся домой. В такие моменты горюют и правнуки нашей героини, их у неё 47 человек. Несмышлёные, называют его ласково «дедушкой» и тихонько приговаривают: «Ну зачем его немцы убили?»
В день рождения в доме Веры Николаевны только и разговоров – о сыне Володе. Принимая поздравления от близких, односельчан, от районного совета ветеранов, именинница плакала – вот уж поистине праздник со слезами на глазах.
Пусть дождётся бабушка своего сыночка и пусть счастливо сложится дальнейшая жизнь семейства, пережившего немало лишений и невзгод.
Л.ПЫЛАЕВА
Фото Ю.НЕСТЕРЕНКО