Сельские нивы
+17 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Образование
22 Февраля 2023, 13:00

Становление учителя происходит благодаря наставничеству

Наставничество – это глубокий и очень необходимый пласт в любой профессии, а в педагогике особенно. Никак нельзя молодого человека, впервые переступившего школьный порог в качестве учителя, оставить один на один с преподаванием, воспитанием. Очень необходим мудрый совет более опытного коллеги по любому, пусть даже совсем незначительному, вопросу. Это в самом начале педагогической деятельности. Но как из молодого специалиста слепить высокопрофессионального, творческого, любящего своё дело Учителя. Вот тут главную роль призван играть заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, опытный, неравнодушный профессионал.  

Становление учителя происходит  благодаря наставничеству
Становление учителя происходит благодаря наставничеству

В 1970-90 годы в школах нашего района выросли именно такие профессионалы – целая плеяда завучей, высококлассных мастеров своего дела. Это А.И.Воронова в Куганакской, О.Н.Слепнёва – в Талалаевской, Л.Н.Гайдукова (в будущем тогда директор) – в Наумовской, А.Я.Великая – в Тюрюшлинской, Р.З.Каримова – в Рощинской школах.

И, конечно, в Октябрьской средней школе таким мастером была Валентина Ивановна Лукина, с кем посчастливилось работать и мне (тогда ещё молодому учителю математики).  Такого наставника, всю себя отдающего обучению и воспитанию не только детей, но и учителей найти трудно. Много сил требует сама организация учебно-воспитательного процесса в школе, выполнение учебного плана. И Валентина Ивановна ещё умело организовывала внутришкольный контроль за учебным процессом. С этой целью проводились  промежуточные контрольные, посещались уроки всех учителей. У нашего завуча была норма: обязательно посетить два урока в день и после каждого – анализ, поминутный разбор урока. И ведь после этого ни у кого не опускались руки. Наоборот, хотелось сделать так, чтобы заслужить её одобрение! Часто Валентина Ивановна  приглашала на свои уроки не только молодых учителей, но и просто всех желающих. Вот это настоящее наставничество!

Когда я уже работала в отделе образования, такую наставническую помощь получала от начальника Роберта Юнировича Каримова. Он учил искать пути выхода из трудных ситуаций в коллективе, был примером самоотдачи делу, которому служишь.

Было время, когда сельская школа испытывала острый дефицит педагогических кадров. И тогда для молодых людей призывного возраста, работающих педагогами в селе,  действовала отсрочка от призыва на службу в армию. Поэтому многие юноши по окончании педагогических вузов приезжали в район и работали в сельских школах в течение семи лет. За это время наши завучи оттачивали из бывших выпускников  готовых профессиональных учителей, и те после истечения этого срока обычно уезжали в свои города. А к нам снова приезжали молодые неопытные ребята. Видимо, таким был наш вклад в образование страны. Но факт налицо – процесс становления учителя происходит  благодаря наставничеству.

Думаю, что объявление 2023 года Годом педагога и наставника должно способствовать активизации работы в школах в этом направлении, а также подъёму статуса учителя. И, возможно, мы больше узнаем о лучших практиках наставничества в наших образовательных учреждениях.

С.МОИСЕЕВА,

ветеран педагогического труда

Читайте нас: