Сельские нивы
+18 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Образование
11 Ноября 2022, 14:41

Дания Саитовна Фахретдинова - первая учительница для многих жителей деревни Кантюковка

С именем Дании Саитовны Фахретдиновой связана жизнь многих взрослых уже жителей и выходцев из деревни Кантюковка. В течение 33 лет как учитель начальных классов она давала ребятишкам не только азы грамотности, но и учила трудиться, дружить и жить по совести.

Невысокая, худенькая женщина с открытым взглядом и доброй улыбкой встретила нас в своём доме в Толбазах. Сразу берётся за хлопоты, чтобы накрыть на стол, угостить гостей. И тут же начинает рассказывать о жизни, при этом не торопится присесть, добавляя: «Мне привычнее стоять, как на уроке…».

В передней комнате живописный портрет представительного мужчины, как оказалось, это дед со стороны матери Тимербулат Кинзябулатович Баев. Во второй комнате ковёр во всю стену, кровать с подушками, заправленная покрывалом. Большой цветок в горшке. Везде чистота и порядок, несмотря на то что хозяйке в декабре этого года исполнится 84 года. Сад за окном расцветает весной тоже благодаря её натруженным рукам.  «Участок здесь 45 соток, это много, поэтому часть земли выделила младшему брату, он тут рядом со мной дом поставил», – сказала Дания Саитовна. Вообще, рассказывать и объяснять толково – это у неё профессиональное, на всю жизнь.

Понемногу за чашкой чая в беседе о прошлом и сегодняшнем времени для нас открывалась история жизни сельской учительницы, посвятившей всю себя детям и школе.

Родилась ветеран труда РСФСР Дания Саитовна Фахретдинова 20 декабря 1938 года в Альшеевском зерносовхозе (с 1965 года - Первомайский совхоз).

– Отец мой Саит (Саитмагруф) Халяфович работал начальником почтового отделения. В 1942 году его призвали в армию. Там он тоже отвечал за связь, только тянул линию. Его служба проходила чаще в бронепоезде. Мама Зайтуна Тимербулатовна осталась одна с тремя детьми. И мы вскоре переехали в Толбазы на её родину. Во время войны дедушку взяли в труд-
армию. Основным кормильцем семьи пришлось стать моей маме. Помню, в то время какой-то старик привозил нам сено, имени его уже не скажу. Мы держали двух коров, молоко сбивали в масло и продавали, сажали картошку. Поэтому нам не пришлось голодать, – рассказывает Дания-апа, с благодарностью вспоминая родителей. – Отец был грамотным человеком, никогда не пил спиртного и не курил. Он много учился, окончил земскую школу. Его все в округе уважали. С мамой жили душа в душу, мы никогда не слышали, чтобы они ругались или выясняли отношения.

После войны семья переехала в Стерлитамакский район, в село Большой Аллагуват. И маленькая Дания в 1946 году пошла учиться в первый класс местной школы.

После войны в семье родились ещё четверо детей, и Дания как старшая заботилась о младших братишках, во всём помогала родителям.

Город Салават был рядом, и выпускница школы поступила в индустриальный техникум, а после окончания учёбы два года работала лаборантом. Девушка стремилась учиться и поступила в Стерлитамакский педагогический институт на заочное отделение.

– В 1962 году директор Аллагуватской школы Габдулхай Гумерович Габбасов вызвал меня и говорит: «В Кантюковке учитель нужен, устраивайся туда на работу!» Я в ответ: «Подумаю». А моя старшая сестра Альмира в то время уже работала учителем русского языка и литературы, – рассказывает Дания-апа.

Ей запомнилась на всю жизнь дата – 18 сентября 1962 года. В этот день она приступила к работе, конечно, не предполагая, что дружба с Кантюковкой окажется на всю жизнь.

– Учила два класса, но старалась уроки проводить по отдельности, вместе были только физкультура и пение. Совместная работа на пришкольном участке тоже объединяла ребят. Считаю, что главное в воспитании - приучать детей к труду, – говорит Дания Саитовна и вспоминает, в каких условиях работала. – Чтобы зимой в школе стало тепло, надо было пораньше к приходу детей затопить печку. Этим занималась наша техничка Зухра-эби. Также здесь работали в разное время Магри Кантюкова, Хатима-апа Кантюкова, Мадина Насретдинова...

– Когда я начала учить детей, Рафкат Кантюков был во втором классе. Что интересно, в их классе все были Кантюковы, кроме Марата Мазитова, Рафката Абдрахманова, Римы Бикмухаметовой. Всего 17 мальчиков и одна девочка. А в 1965 году ко мне пришли уже 33 первоклассника. Это были дети 1956-1957 годов рождения. Мой класс был исключительный. Все способные, больше половины – ударники и отличники. С ребятами каждый год ездили в Салават на детскую площадку. С ними до сих пор общаемся, и встреча у нас была на 50-летие выпуска, – продолжила свой рассказ Дания-апа. – Возвращаясь к прошлому, вспоминаю: так как детей было много и места всем не хватало, один год мы ходили заниматься в соседнюю деревню, Карлыкульскую школу. Сначала преподавание было на татарском языке, позже уже на русском.

Мы ходили с учениками на ферму, ставили концерты. В то время был колхоз, а затем стало отделение совхоза. Овощи здесь выращивали, и животноводством занимались. Кантюковцы все трудолюбивые. Руководителями были Рафкат Курманаев, Рафкат Баширов, Сабит Кантюков.

Молодая учительница жила на квартире, своих хозяев всегда вспоминает добрым словом – Ядкар-абый и Хатима-апа ей стали как родные, во многом помогали. До сих пор она благодарит их в своих молитвах.

Семья Фахретдиновых жила в Аллагувате до 1972 года, а затем снова уехала в Толбазы. Кстати, дом, где сейчас живёт Дания-апа, достался ей по наследству от родителей.

В Кантюковке Дания Саитовна стала своим человеком, её полюбили, и она тоже прикипела к местным ребятишкам. Продолжала здесь работать даже в то время, когда уехала жить в Толбазы к матери, которой нужна была помощь. Это длилось почти 8 лет. «Вставала в 4-5 утра и шла на остановку, чтобы успеть на автобус Уфа – Салават, а от дороги надо было ещё пешком идти до Кантюковки. В школу приходила к 8-и и уходила последней в 6 вечера. И ни разу не брала больничный», – вспоминает то время Дания-апа. На вопрос «Трудно ли было?», отвечает, что трудностей не замечала.

А ребятишки непременно хотели учиться у неё, потому что «Дания-апа петь и танцевать учит».

Многие через все годы проносят добрую память и благодарность первому учителю. Таких учеников много и у Фахретдиновой. Они живут теперь в разных уголках страны. А лица детей той поры до сих пор перед её глазами. Она смотрит на фотографии и словно слышит их голоса спустя десятки лет…

Помимо работы в школе, Дания Саитовна была и общественницей: все эти годы исполняла обязанности секретаря на всех выборах и положенный отпуск до выборов никогда не использовала - не хотела на это время кому-то отдавать свой класс.

В 1994 году Дания Саитовна ушла на заслуженный отдых, начала читать намаз, всем молитвам научилась у мамы. Очень тяжело переживала, когда в 2003 году не стало самого близкого человека: «Мама была добрая душа, я ночами плакала». (Отца не стало ещё раньше - в 1990 году).

Сегодня Дания Саитовна такая же оптимистка, общительная и гостеприимная. Встречается по возможности с родными – сестрой, братьями. Все дети в их семье получили образование. Рим, Инир и Виль выучились в сельхозинституте, работали по профессии. Линер окончил военное училище, был лётчиком. Альмира и Дания, как уже сказано, – учителя. Все уважаемые люди. Из семерых их осталось теперь пятеро. Старшая сестра Альмира живёт в селе Денискино Фёдоровского района, Инир – в Наумовке, Линер и Виль – в Толбазах. Нет уже братьев Рима и Винера.

Для Дании Саитовны большой праздник - получить весточку от бывших учеников, встретиться с односельчанами. Приезжает с братом в Кантюковку, где ей все всегда рады. А ученики до сих пор непременно звонят, чтобы поздравить с праздниками. Она гордится, что многие из них стали известными, передовыми людьми. В их успехах ведь заслуга и первого учителя, который открыл дорогу в мир знаний.

Ф.ШАГБАЛОВА

Фото Ю.НЕСТЕРЕНКО

 

Читайте нас: