Сельские нивы
+20 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Образование
26 Октября 2021, 11:51

ДЕВИЗ ПО ЖИЗНИ: ДЕЛАТЬ ВСЁ НА «ПЯТЬ»

В профессиональный праздник учителю высшей категории химии и биологии школы села Покровка С.К.Малафеевой вручён нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ».

Организаторские способнос-ти Светланы проявились ещё в детстве, когда она с другими ребятишками бегала по улице. Соберёт всех, и играют: если в школу, то она – учительница, если в автобус, то она – кондуктор... И в учёбе была первой – всегда училась на «отлично» (привычка всё делать на «пятёрку» осталась). Получив аттестат, Светлана Заплохова (девичья фамилия) поехала в Бирск и поступила на заочное отделение биофака пединститута.

– Химию и биологию в школе я любила, у нас были замечательные учителя Валентина Петровна Жаворонкова и На-талья Алексеевна Селивёрсто-ва (училась в школе №1 г. Стер-литамака), они давали прочные знания. В Бирск я поехала, потому что только там был биофак. Хотя учителя, зная мои способности, советовали выбрать физико-математический факультет, – говорит Светлана Кузьминична.

За полгода три места…

Конечно, отличница и активистка запросто могла учиться и очно. Но тогда бы, возможно, не было у неё такого опыта, который подарила судьба. А опыт, «сын ошибок трудных», дороже знаний даётся. Несколько месяцев девушка поработала нянечкой в детском саду, а затем пришла в отдел образования. Завроно Ю.А.Каримов направил студентку-заочницу воспитателем в интернат новокрасноярской школы. «Жили там два класса детей из Чувашского Куганака. Потом, когда некому стало вести уроки русского языка в Талалаевке, направили туда - учителей дипломированных в сельских школах тогда не хватало. Работала ещё воспитателем в Садовке. Так, за полгода сменила три места работы, ехала туда, куда направляли, и, конечно, приобретала опыт», – вспоминает моя собеседница.

В 1980 году она приехала в Покровку, которая стала родной, наверное, потому что оказалась нужна здесь. Работала и учителем начальных классов, и пионер-вожатой, и уже много лет преподаёт химию и биологию. Спустя годы оценит поддержку тогдашнего директора школы Валерия Викторовича Костомарова: неопытной, молодой учительнице он доверил выпускной класс! Десятиклассники были всего на два года младше своей классной, но слушались и уважали. (Хотя, конечно, молодые парни иногда вечерком стучали в окно). В этом году у первого выпуска С.К.Малафеевой юбилейная дата – 40 лет после окончания школы!

В вечном поиске

В конце 80-х – начале 90-х годов стали появляться новые направления в обучении, авторские школы. В районе в то время  тоже действовал клуб творчески работающих учителей «Поиск», который объединил ищущих педагогов. В него входила и Светлана Кузьминична.

– На одном из семинаров перед нами выступала завкафедрой химии Башпедуниверситета, профессор, автор учебно-методического комплекса нового поколения по химии С.Т. Сатбалдина. Я просто была потрясена её идеями по развивающему обучению, её методикой преподавания химии. Поняла, что это моё, – делится учитель.

На курсах и семинарах она старалась попасть именно к ней, Саниде Тимерхановне, ловила каждое её слово, всё записывала и конспектировала. Ведь тогда готовых методичек по развивающему обучению ещё не было. «Три года работали без учебников, по записям. А Санида Тимерхановна говорила, что в будущем все уроки будут такими. И жизнь подтвердила правильность её идей, сейчас перешли на ФГОС, и все уроки нацелены на развивающее обучение», – говорит Светлана Кузьминична.

И начались для молодого педагога, помимо уроков и внеклассной работы, курсы, лекции, семинары. Ведь настоящий учитель – этот тот, который учится сам. С.К.Малафеева стала применять системно-деятельностный подход в обучении, когда важно давать ребёнку не готовые знания, а возможность получить их на практике, чтобы способствовать его развитию, научить учиться. Были и вдохновляющие победы. Например, на республиканском конкурсе «Учитель года Башкортостана-2004», представляя Стерлитамакский район, из 60 участников по баллам она вошла в первую десятку.

И всё же остаётся вечной проб-лема: как заинтересовать детей учёбой? Сложность в том, что в современном мире знания обесцениваются. И сами дети становятся другими, многим кажется, что успех не зависит от образованности человека. А ещё есть неблагополучные семьи. Что делать, когда на уроке ребёнок никакой: какую ему ставить оценку, если знаешь, что он не сделал уроки, потому что дома пьющие родители и неустроенный быт? Понимая, что к каждому нужен особый подход, Светлана Кузьминична стала изучать психологию, благо сейчас есть возможность посещать онлайн-конференции, лекции на любую тему. И одна из главных задач учителя - не просто дать знания, но и помочь в выборе жизненных ориентиров.

«Люблю людей!»

Работа в школе требует постоянной отдачи, душевных сил. Как же восполнить в себе запас энергии? На этот вопрос она отвечает так:

– Когда болела и месяц была как в заточении, это был период осмысления. (И всё же приходилось проводить консультации для учеников, как говорится, на диване). И для себя определила, что я люблю людей, для меня важно общение с ними. От них идут новые идеи, подсказки. Проработав столько лет, ценю свой коллектив. Мы разные, но находим подход друг к другу, ощущаем поддержку. Окрыляет успех учеников. Например, моя ученица из Куганакской школы ОГЭ по химии сдала на пятёрку. (Два года Малафеева ездила на работу в соседнее село, там временно не было химбиолога).

Природный дар и желание общаться привели Светлану Кузьминичну в художественную самодеятельность села. Она поёт в вокальном ансамбле, было время, когда вела тор-жества, различные мероприятия.

– Родственники со стороны мамы красиво пели, а мама родом из поющей Рязановки. Например, голосистая Люба Валикова из этой деревни моя двоюродная сестра. А в самодеятельности начали участвовать вместе с коллегой, тоже творческой натурой, Ольгой Николаевной Вороновой. В то время завклубом был хороший человек Пётр Васильевич Уколов.

Покровские жители знают ещё об одном таланте  Светланы Кузьминичны – умении шить красивые вещи. Было время, половину села обшивала. И все всё носили с удовольствием.

Покровка стала родной для неё и потому, что здесь встретила свою судьбу. Познакомилась с местным парнем Михаилом Малафеевым, как только он с армии пришёл. Тоже был человек с искрой таланта. «У него была феноменальная память, много читал. И слух был хороший. В одно время выполнял роль диск-жокея в клубе», – вспоминает о муже. 33 года они прожили вместе, пока его не стало. Их продолжение – сыновья Александр и Евгений. Оба женаты, живут со своими семьями.

Ф.ШАГБАЛОВА

Фото автора

Ученики об учителе

Никто лучше об учителе не скажет, чем его ученики. Им слово.

Нина Гребенюк:
«Светлана Кузьминична – настоящий педагог, её душа полна добра и любви к своим ученикам. От всего сердца хочется поблагодарить её за терпение, умение выслушать. У неё талант ладить с учениками и заинтересовывать их».
Инна Фаткуллина:
«Светлана Кузьминична – не просто мой учитель, она – мой друг, наставник, к ней я могу обратиться за помощью в любой ситуации. Каждый урок её как выход на сцену, где всё познавательно и интересно. Несмотря на трудности, она умеет «взять себя в руки» и делать все на 5+, в этом она очень похожа на мою маму Ирину Петровну Плеханову (работала директором в нашей школе). Во многом она повлияла на выбор моей профессии, я тоже получила педобразование, биолог, работаю в КДЛ.
А на мой выпускной вечер Светлана Кузьминична сшила мне платье! Без ложной скромности могу сказать, что я была самой красивой.
Светлана Кузьминична всегда выслушает, подбодрит и найдёт слова, чтобы утешить, и тогда понимаешь, что жизнь прекрасна!»
Татьяна Симакова:
«Благодарю Светлану Кузьминичну за интересные уроки, за весёлый летний лагерь, за песни у пионерского костра, за возможность покопаться в книжках в библиотеке, за доброту и душевность, за то время, что она нам подарила!»

Присоединяемся к пожеланиям учеников. Пусть и в дальнейшем будут у Вас, Светлана Кузьминична, новые идеи, радость творчества, оптимизм, а у Ваших учеников – победы не только на уроках, но и в жизни!

Читайте нас: