Учитель… В жизни каждого этот человек занимает особое место. А когда он приходится тебе ещё самым родным и близким – мамой? Каково это?
Моя мама, Алевтина Николаевна Петина, родилась в Стерлитамакском зерносовхозе, всю свою жизнь посвятила работе в школе деревни Максимовка. Долго работала и после ухода на пенсию. Передать словами, как её ценили и уважали ученики, невозможно, но я попробую.
В детстве я с удивлением наблюдала за тем, какие кипы писем и открыток ей приходят в начале октября. Будучи уже старшеклассницей, видела, что с годами корреспонденции меньше не становится. А про цветы и говорить не приходится. Их всегда было много!
Не одно поколение прошло через её сердце – она учила внуков своих выпускников. Не считаясь со временем, семейными и бытовыми заботами, она часто оставалась после уроков, дополнительно занималась с детьми, а они в свою очередь охотно делились с ней личными проблемами и переживаниями. Мы же с сестрой, самостоятельно подготовив уроки, перекусив кое-как, ждали с нетерпением маму дома.
Вспоминая её, выпускники в первую очередь отмечают в ней интеллигентность, тактичность, глубокое знание предмета. Вместе с тем, строгость и требовательность. Дисциплину на её уроках характеризовали так: «Муха пролетит – слышно». А преподавала она русский язык и литературу. Предметы не из лёгких.
Немногие могут себе представить своего родителя, объясняющим урок у доски. Я тоже этого не представляла, и такая перспектива не казалась мне радужной. Но реальность учёбы в сельской школе такова, что изучать русский язык и литературу мне пришлось под маминым руководством. Она обладала природным чутьём к правильному правописанию, эту способность передала и мне. Зная её предметы на «5», я никогда не получала выше «4». Спрос с меня всегда был двойной. Теперь-то я понимаю, что одноклассники (особенно в подростковом возрасте) мои «пятёрки от мамы» могли расценивать как поблажку. Но это теперь… А тогда было очень непросто, а как ребёнку – ещё и обидно.
Но когда на вступительных экзаменах в Челябинский институт культуры я написала сочинение на «5», это стало лучшим подтверждением того, что мама-педагог вложила в меня глубокие, основательные знания.
Она всегда с волнением следила за успехами и жизненными перипетиями своих учеников. Скромная, с обострённым чувством справедливости, имела большой авторитет у односельчан.
Особенно ярко из воспоминаний детства всплывает образ мамы, сидящей над тетрадками при свете настольной лампы. Именно такой мы зачастую её и видели. Казалось, что она никогда не спит: засыпаем – ещё что-то пишет, просыпаемся – уже сидит у своей настольной лампы.
Благодарю судьбу за то, что подарила мне это счастье – быть дочерью Такой мамы. Её уже нет с нами, да и наши дети уже не школьники, но День учителя, по традиции, так и остался особенным праздником в нашем семейном календаре.
Н.КЛОЧКОВА