Сельские нивы
-15 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
14 Января , 12:25

ЛЕГЕНДЫ ОТ ЧЕЛОВЕКА-ЛЕГЕНДЫ

Фото:газета Сельские нивы

Среди выходцев из Стерлитамакского района много людей известных не только в Башкортостане. Рашита Закировича Шакурова, уроженца деревни Новоабдрахманово, заслуженно уважают в мировом сообществе башкир – Всемирном курултае. Он – учёный-тюрколог, топонимист, поэт, публицист, общественный деятель, соавтор Государственного гимна Башкортостана, обладатель многих регалий и наград. При этом Шакур остаётся скромным и доступным для общения человеком.

Почтенный возраст (11 января ему исполнилось 85 лет) и отличная память позволяют ему судить о многих исторических процессах, воспринимаемых спустя десятилетия неоднозначно. И его оценки – неизменно примиряющие, ведь родился он в местности, где разные народы жили в дружбе и взаимопонимании. Ещё в детстве слышал истории о том, как в начале ХХ века рядом с родовой деревней появлялись селения украинцев, русских, чувашей, мордвы.

Несколько деревень вместе с Новоабдрахманово присоединялись к соседним районам и возвращались обратно, появлялись и исчезали колхозы, названия которых сейчас можно найти только на старых картах. Вначале здесь существовал колхоз «Кызыл Сабанчи» («Красный пахарь»). «Чатка» («Искра») после соединения в один колхоз с Константино-Александровкой стал колхозом «Красный Октябрь». Через Новоабдрахманово проходила дорога, по которой православные шли и ехали в Константино-Александровский храм, и служил там батюшка, который, по слухам, или как сейчас сказали бы, по легенде, учился вместе с Иосифом Сталиным.

В деревне раньше была водяная мельница, детей она привлекала большой запрудой на плотине, а колхоз обеспечивала водой для полива и животноводства. Родители рассказывали в семьях, что до революции Абдрахманово было разделено на три части – Нижнее, Среднее и Верхнее. В 15 лет Рашит ушёл учиться дальше, старики постепенно умирали, и сейчас он жалеет, что не записал их рассказы о жителях всех трёх частей.

Жизненный путь и профессиональная деятельность Рашита Закировича пронизаны огромной любовью к истории, культуре и языку башкирского народа. При его непосредственном участии составлен и выпущен «Словарь топонимов БАССР». Он - соавтор многотомного труда «История башкирской литературы», учебника и хрестоматии по башкирской литературе, обосновал концепцию «Башкирской энциклопедии». В общей сложности опубликовано свыше 200 научных трудов, 8 поэтических сборников. Всегда и во всём следуя непреложным законам справедливости, гуманизма, твёрдо отстаивая свою точку зрения, Рашит Шакур заслужил огромное уважение и авторитет в творческих, научных, общественно-политических кругах нашей республики. Мы выражаем искреннее восхищение его значительными успехами, по праву отмеченными многими высокими наградами, и гордимся тем, что такой человек родился на стерлитамакской земле.
А.АБДРАФИКОВ, глава Администрации района
Фото:газета Сельские нивы

Многое изменилось за эти годы в знакомой с детства местности. Русла небольших речек и ручьёв пересохли, ушла вода из озёр, но названия их Рашит Закирович помнит и сейчас. И даже может показать на карте, где что находилось. Не сравнялись ещё с землёй древние курганы рядом с деревней - в советское время было подтверждено нахождение городища между Мурадымово и Турумбетово.  От Дергачёвки до Уршака простиралась долина Бесауган – в переводе «место, где доили кобылиц». Название ручья Бишкаин, рядом с которым была основана Дергачёвка, переводится как «пять берёз», а возвышенность рядом – Бишкаин-Тау – «гора пяти берёз». Ручей Юкалы в поле возле деревни - «липовый», а Юкалы-Тау – «липовая гора», Тилькутал возле современной Соколовки – «лисий тальник», Саука искур – «горка трёх гребней», Ерекликуль – «ольховое озеро». (На фото – правильное написание некоторых башкирских названий рукой самого Рашита Шакурова).

Постепенно пересохло и озеро Девичье, которое помнило ногайские времена. По легенде, две девушки купались в нём рано утром, и в это время у озера неожиданно появились на конях два незнакомых парня. Заметив девушек, они решили дождаться, когда те выйдут из воды. Девушки сначала испугались, потом решили, что ребята шутят. Но те не уходили, несмотря на то что девушки просили их удалиться и умоляли дать им одеться. Однако парни не слушались и не шутили. Тогда девушки решили, что лучше утонуть, чем показаться перед мужчинами обнажёнными и навлечь на себя позор. «Трагедия красоты, гордости и чести.., нравы такие были», – объяснил смысл легенды Рашит Закирович.

Историю своей деревни и рода меркит-мин ему удалось изучить уже будучи взрослым, и исследования эти он не прекращает до сих пор. Как только появилась возможность, провёл генетическое исследование, узнал свою гаплогруппу, близкую к тюркам, общую для нескольких башкирских родов. «Меркиты – довольно древний народ, живший в Забайкалье, где-то на берегах Селенги, – рассказал учёный. – Они и сейчас есть на Алтае, в Калмыкии. Когда Чингисхан набрал силу и стал совершать набеги, меркиты встречали его первыми, были разбиты и бежали на территорию современного Казахстана, в районе реки Иргиз прошли так называемый Южно-Уральский коридор и обосновались около Белого озера. В 1736 году деревня была сожжена во время одного из восстаний башкир. Тогда меркиты рассеялись, и на территории современного Башкортостана большей частью соединились с родом мин, стали их вотчинниками».

Легенды, научные исследования, родовые традиции питают многих учёных. И Рашит Шакур точно так же, как в молодости, вынашивает планы новых книг, открывает для благодарной молодёжи очередные страницы истории Башкортостана.

Э.ТАРАНОВА

Фото автора