Сельские нивы
+16 °С
Облачно
АНТИТЕРРОР
Все новости
Культура
22 Марта 2019, 14:18

С БАЯНОМ ПО ЖИЗНИ

– Я не любила баян, просто мне с учителем повезло, – говорит преподаватель высшей категории Детской школы искусств Гузель Юсуповна Орлова.


Теперь уже прошло 32 года с тех пор, как она пришла в профессию. Из них 26 лет обучает наумовских ребят игре на баяне.


– А когда Вы впервые взяли в руки инструмент?


– Когда училась в 6-м классе. Пошла и сама записалась в музыкальную школу № 2, что находилась раньше в Стерлитамаке по улице Дружбы. До этого ходила в разные кружки, искала, наверное, себя… А тогда в музыкальной школе нас с подружкой встретил Евгений Антонович Гузев, который и принял меня. Он, слепой музыкант-баянист, стал моим педагогом и учителем по жизни, научил ценить инструмент – наиболее близкий своим неповторимым тембром российскому человеку. Наш преподаватель никогда не имел любимчиков, уважал каждого ребёнка, поэтому все дети очень старались…


Е.А.Гузев вырастил не одно поколение музыкантов и внёс огромный вклад в развитие баянного искусства не только Стерлитамака, но и республики.


– Это был терпеливый учитель, – вспоминает с благодарностью Гузель Юсуповна, – он долго ставил мне руку. А занимались мы по 3-4 часа в день. По воскресеньям Евгений Антонович принимал учеников у себя дома, и жена его была приветливая, угощала нас чаем…


Спокойно, с пониманием отнеслась к увлечению младшей дочери мама, хотя ей, одной воспитывающей двоих дочерей и сына, приходилось на многом экономить. Когда Гузель пошла в 3-й класс музыкальной школы, для занятий ей уже нужен был хороший инструмент. «Планировали старшей сестре обновить пальто, а тут пришлось покупать баян мне за 360 рублей, а это в советское время были большие деньги», – вспоминает Гузель Юсуповна.


Так что получается, что человек, встретившийся в жизни девочки, определил её дальнейшую судьбу. Преподаватель и в училище искусств помог поступить: тогда не было приёма для тех, кто окончил 10 классов, брали только после 8-го. А её приняли и сразу на 2-й курс.


И в студенческие годы Гузель продолжала общаться с этим уникальным человеком (его сейчас уже нет среди нас), на всю жизнь запомнились пророческие слова учителя: «Пойдёшь в культуру, там культурные люди работают».


В 80-е годы было обязательным распределение после учёбы. И выпускница Уфимского училища искусств начала работать в Краснохолмской музыкальной школе, что находится в Калтасинском районе недалеко от Нефтекамска. Преподавала баян, сольфеджио, вела хор, а ещё и уроки пения в общеобразовательной школе. «Там я получила колоссальный опыт», – говорит Гузель Юсуповна.


В Наумовку она приехала работать по приглашению тогдашнего директора школы искусств Анны Григорьевны Абдуллаевой (до этого полтора года успела поработать в музыкальной школе в Мебельном вместо сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск). Ответственная, трудолюбивая молодая женщина пришлась ко двору.


– Люблю свою работу, люблю детей, – говорит Гузель Юсуповна, стараясь в каждом ребёнке увидеть личность по примеру своего педагога.


– Что для Вас главное в работе?


– Всегда ищу пути правильного подхода к детям, часто нахожусь перед дилеммой: как достичь поставленной цели – выдавить из ребёнка нужный результат путём передачи голых знаний или воспитать, взрастить просто счастливого человека? Наверное, мастерство в том, чтобы научиться совмещать эти две задачи.


– Когда ребёнок впервые обнимает баян, он ещё любит инструмент, и важно поймать это мгновение и не думать в тот момент о результатах. Это и есть та отправная точка, с которой можно растить личность, – продолжает моя собеседница.


Иногда, начиная жёстко требовать с более продвинутых учеников, можно пережать и просто подавить интерес у ребёнка, поэтому нельзя терять пошаговости преподавания, считает Гузель Юсуповна и рассказывает поучительную для себя историю:


– На одном из уроков первоклассник поделился со мной, что папа его не любит, поэтому заставляет ходить на уроки баяна. В тот момент, конечно, не могло быть и речи предложить ему взять в руки инструмент, это больше бы усугубило нежелание учиться. Поэтому тогда мы просто разговаривали об интересах ребёнка, о том, что он глубоко ошибается, и что он самый ценный человек для родителей. Мальчик ушёл домой вдохновлённый, и в следующий раз, радостный, принёс мне шоколадку. Это было для меня самое вкусное угощение в мире!


– А бывает, что занятия музыкой открывают в ребёнке другие грани таланта. Например, Айдар Минибаев, победитель технических олимпиад, в своё время тоже ходил в музыкальную школу и вдруг захотел узнать, что находится внутри баяна: разобрал и собрал инструмент. Может быть, это тоже было толчком к творчеству.


Конечно, победы окрыляют. Например, в феврале в конкурсе, проходившем в Салавате, воспитанники Орловой стали дипломантами. А на всероссийском конкурсе «Золотая лестница» Алмаз Багаутдинов был признан лауреатом третьей степени.


Нет аналогов и сводному инструментальному ансамблю «Комплимент», которым руководит Г.Ю.Орлова. В смешанном коллективе, в состав которого входят баяны, аккордеон, домра, скрипка, фортепиано, задействованы 8 преподавателей филиалов школы искусств. Несмотря на то, что приходится ездить в Наумовку из Новой Отрадовки и Бельского, музыканты стараются не пропускать репетиции. Ансамбль исполняет произведения разных жанров – классику, народные, современные произведения. А выступления уникального коллектива – это всегда маленький спектакль, украшение любого праздника.


Заряд энергии, душевные силы Гузель Юсуповна черпает в общении с близкими (мужем, детьми, внуками) и, конечно, в общении с музыкой. А музыка, как известно, лечит и вдохновляет.

Читайте нас: