Владимир Маркин, соруководитель комитета по беспилотным летательным аппаратам рабочей группы минстроя России по реализации проекта «Умный город», обозначил проблемные моменты, требующие коллективного обсуждения и решений.
«В этом вопросе необходимо построение стратегии взаимодействия, чтобы избежать дублирования функций. То, что мы делаем сегодня, оценивается и с точки зрения экономического эффекта. Регионы рассчитывают, что прольется финансовый дождь из федерального бюджета и все будет хорошо. А дальше что? А дальше надо работать рентабельно, эффективно и выходить на самоокупаемость. Поэтому необходимо, чтобы субъекты РФ учитывали многие факторы, в том числе спрос, источники, возвратность инвестиций. Если отрасль нерентабельна, зачем ее развивать? Я считаю, что участники форума «Умного города» должны постараться дать ответ на этот вопрос. Дальше встает вопрос стандартизации. Если в каждом регионе будут свои стандарты, то мы «запрем» сами себя, не сможем развиваться на уровне федерального взаимодействия и интеграции», — заявил Владимир Маркин.
По мнению Антона Герасимова, заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, вопросы, относящиеся к деятельности МЧС, сложно соотносить с понятием рентабельности.
«Мы защищаем наше население, развиваем прогнозную аналитику и боремся с возникающими чрезвычайными ситуациями. Если говорить в целом, МЧС сегодня применяет авиационные средства при тушении пожаров, ведет наблюдение за разливами при превышении пороговых значений для оценки ущерба. Причем использует не только наземные, но и подводные средства в борьбе с такими ситуациями. Мы сейчас будем больше говорить о летательных средствах, на самом деле зона применения беспилотников гораздо шире. Сегодня на службе МЧС находится 391 летательный аппарат самолетного и вертолетного типа. 577 специалистов обучены для работы с ними. Если говорить об их практическом использовании, то на них совершено 14 тысяч полетов. И это достаточно большая и системная работа, которая позволяет собирать много информации и, главное, использовать и заниматься прогнозированием ЧС. Сталкиваемся с вопросами, связанными со стоимостью, определенным дефицитом предложений», — обрисовал ситуацию Герасимов, подчеркнув, что чем больше парк, тем соответственно и больше вопросов, например, с систематизированным управлением, ремонтом, обслуживанием.
Работники этой структуры, убедившись на практике, какой рост возможностей дает использование беспилотников, считают, что они должны быть многофункциональными — для решения комплекса задач.
Павел Ципорин, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, поделился опытом развития беспилотной авиации на сложной в освоении территории в 600 тысяч кв. км, состоящей преимущественно из лесов, болот, лугов, водоемов, горных тундр, и населением в 1,7 млн человек. Он выделил несколько этапов в текущей и предстоящей работе:
«На первом этапе (2023-2025 гг.) запланировано создание беспилотной авиационной системы (БАС), тестирование инфраструктуры управления с охватом не менее 30 процентов территории автономного округа. Масштабирование проекта, предоставление полного спектра услуг, интеграция с ИТ-системами правительства региона придется на второй этап (2026-2027 гг.). В следующие три года, при реализации заключительного этапа, необходимо расширение инфраструктуры на территорию регионов уже и Крайнего Севера».
Ципорин подчеркнул, что беспилотная авиационная система — это новые рабочие места, передовые компетенции, повышение качества жизни в малонаселенных и труднодоступных районах, оперативность выявления и реагирования на природные пожары, паводки, чрезвычайные ситуации любого характера и, конечно, значимые налоговые поступления.
Евгений Нежданов, президент ОбрСоюза, вице-президент корпорации «IТ», говоря о системной подготовке кадров, обратил внимание на то, что президент страны Владимир Путин на совещании по развитию БАС выделил две ключевые задачи: отсутствие системы квалификации образовательных и профессиональных стандартов (особенно в части подготовки молодых специалистов, старших школьников) и необходимость включения учебных курсов и модулей по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях.
Нежданов перечислил рекомендации, необходимые для кадрового суверенитета в отрасли беспилотных авиационных систем:
«Включить направление беспилотной авиационной системы (БАС) в ранжирование показателей стандарта «Умный город» в части проекта «Код будущего». Подготовить рекомендации от центра компетенций «Умный город» для субъектов РФ по масштабированию успешной практики Москвы и провести актуализацию стандарта «Умный город» с учетом результатов нового федерального проекта «Кадры для БАС».
#АлгаБашкортостан #УмныйГород #ГородаМеняютсяДляНас
Источник: газета "Республика Башкортостан"
Фото пресс-центра форума «Умный город — Умная страна».